Савченкоирина
Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….….…. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ….…. 4
Глава 1. Народная культура. 4
1.1 Народная педагогика как часть народной культуры…. 4
1.2 Принципы фольклора …4
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста….5
Глава 2. Фольклорные праздники…. …. 5
2.1 Фольклорный праздник в системе средств народного
воспитания ….…5
2.2 Традиции моей малой Родины…. 6
Публикация «Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Глава 3. Социальные представления о народных праздниках
у младшей школьной аудитории…. …7
1. Образованность слушателей ….…. 8
3. Вокальный опыт…. 8
4. Народная музыка…. …. 9
5. Предпочтения школьников… ….…. 9
4. Заключение…. … ….10
ЛИТЕРАТУРА…. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ….…. …. 12
Введение
Целостность образовательного процесса в школе обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем направлениям. Реализация единой линии развития ребенка на всех этапах школьного образования, придает педагогическому процессу последовательный и перспективный характер. Решая на каждой ступени школы свою совокупность воспитательных задач, мы можем моделировать образ современного ученика.
Выпускник школы предстает человеком, для которого значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким, любовь к родине. Его нравственный потенциал кроется в осмыслении целей и смысла жизни, усвоении ценностей «Отечество», «творчество», «любовь», чувстве гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, проявлении в отношениях с окружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия. Это все составляющие понятия «культура».
Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает музыкально-эстетического развития ребёнка - все это способствует неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Кроме того, в самом образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представлены музыкально-эстетические занятия.
Вместе с тем, именно эти занятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека.
К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.
Данная проблема определяет тему исследования – Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре.
Объект исследования: фольклорные праздники как часть народной культуры.
Предмет исследования: фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре.
Цель исследования: выявить возможности фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к народной культуре.
Задачи исследования:
Выявить сущность понятия – народная культура.
Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста в контексте данной темы.
Выявить положительное воздействие фольклорных праздников на формирование личности младшего школьника.
Познакомиться с программами по музыке в начальной школе Д. Кабалевского и Е. Критской и предложить рекомендации по внедрению фольклорных праздников в начальной школе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что фольклорные праздники дают больше возможности для ознакомления детей с народной культурой чем отдельные на уроках народные песни.
Глава 1. Народная культура
1.1 Народная педагогика как часть народной культуры
Фольклор же всегда естественным образом входил в народную педагогику - традиционную для народа практику воспитания - трудового, нравственного, физического, эстетического, патриотического, интернационального.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народная культура - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
1.2 Принципы фольклора
Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Но, вдумываясь в перевод – «народная мудрость», соприкасаешься с глубинным смыслом этого всеобъемлющего понятия, так как мудрость веками рождала мир образов народного искусства, сохраняя прошлое в настоящем для будущего.
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.
Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенка меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным.
Учебная работа у ученика становится осмысленной и эффективной. Появляется познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, интерес к процессу деятельности: как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Таким образом, младший школьный возраст сенситивен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Глава 2. Фольклорные праздники
2.1 Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:
Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов : ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.
Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т. к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.
Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.
В-третьих: праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.
В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.
Функции народных праздников :
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
2.2 Традиции моей малой Родины
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.
На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.
3. Социальные представления о народных праздниках у младшей школьной аудитории.
Изучение социальных представлений о народных праздниках у младшей школьной аудитории представляется важным в плане общего исследования вопросов восприятия фольклорных праздников. Актуальность обозначенного исследования обусловлена, прежде всего, недостаточной изученностью интереса к народным праздникам социально-психологического феномена. В пользу необходимости проведения специальных исследований в этой области свидетельствуют и широкомасштабные преобразования в политической, социально-экономической и духовной жизни современного общества. Увеличивающийся поток музыкальной информации, а также возрастающая роль шоу - программ в культурной жизни общества заставляют задуматься о новых функциях и эффектах воздействия народной культуры. Роль многообразия праздников, а где – то и западные прижившиеся уже на территории России (День Святого Валентина, Хелуин, эффект их влияния особенно проявляются в молодежной среде, поскольку для нее развлечения это важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни.
Исследования последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии Запада на выбор стиля жизни, на формирование определенного типа поведения, системы ценностных ориентаций и, в целом, на мировосприятие и мироотношение личности. Вместе с тем при рассмотрении социально-психологических эффектов народный русский фольклор отмечается преимущественно с положительным воздействием на развитие и становление духовной культуры. В работах музыковедов, музыкальных социологов, культурологов и психологов особо остро поднимается вопрос о загрязнении информационного пространства, и, в частности, культурной среды, что связывается с тотальным распространением Западной культуры.
Выбор данного контингента в качестве объекта исследования обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – младшая аудитория является основным потребителем фольклорной продукции. Второе – данное распределение респондентов, согласно нашей гипотезе что фольклорные праздники дают больше возможности для ознакомления детей с народной культурой чем отдельные на уроках народные песни, и может дать при сравнении интересные результаты.
Образованность слушателей.
Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес детей к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. Изучение нотной грамоты – один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Наше исследование показало, что дети, знающие нотную грамоту, предпочитают классическую музыку, и народную, а дети, которые не знают нотной грамоты, предпочитают эстрадную музыку. Нотная грамота – это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности детей.
Вокальный опыт.
Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. По данным исследования - петь любят большинство, особенно в младшем школьном возрасте (82,3%, потому что в этом возрасте они активны и с удовольствием участвуют в школьной самодеятельности и посещают музыкальные кружки.
Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к народной культуре, которое переходит затем в самовоспитание. Самовоспитание как осознанное действие проявляется уже в младшем школьном возрасте. В качестве одной из форм самостоятельного приобщения школьников к фольклору можно использовать записи. Прослушивание и посещение концертов фольклорных праздников способствует духовному обогащению учащегося. По результатам данного исследования наибольший процент любителей народных праздников составляют дети в возрасте 7-10 лет.
Для определения потребностей школьников первой ступени молодежи был задан вопрос: «Какие народные праздники ты знаешь?». Подавляющее большинство респондентов ответили: 67.2% -Масленица», «Святки», 23.6% -«Коляда», 67.4%- «Пасха», 20.3%- «Рождество», «Ивана Купала», «Спас», 12% - «Новый год», «8 марта», 7.5%«23 февраля», «9 мая». Это подтверждает, что культура глубоко проникла во внутренний мир каждого человека, независимо от его глубоких познаний. (См. приложение №1)
Решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей, играет семья, отношение к фольклору в семье. Пример родителей – основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Озабоченность большинства семей в современной ситуации проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей, но семья всегда оказывала и будет оказывать большое влияние на ребенка. На вопрос: «В семье вы отмечаете народные праздники? Если «да», то какие? - 70 % детей ответили – «Масленица», «Пасха», «Рождество» 19 % - «8 марта», «23 февраля», остальные назвали другие праздники.
Народная музыка.
Определяющим направлением формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-этических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания (по мнению педагогов) ребенок должен получать на родном языке. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях. В настоящее время традиционная система обучения дополняется национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, музыку, танцы. Северный музыкальный фольклор является одним из средств формирования таких общечеловеческих ценностей как любовь к своему краю, эстетический вкус, физическое совершенство, жизнерадостность. Поэтому в НПР большое внимание уделяется возрождению у школьной молодежи национальной музыкальной культуры.
Одним из направлений по формированию общечеловеческих ценностей является активность самих учащихся. Это посещение музыкальных концертов, самостоятельное прослушивание, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.
Предпочтения школьников.
Самыми активными зрителями и участниками народных праздников являются дети, которые предпочитают буквально все русские народные праздники (см. приложение2)На вопрос «Какие знания тебе дают народные праздники?» 29,3% ответили знания народных традиции,34,5% ответили знание народных примет, а 36,2% ответили считалки, заклички, песни н т. д. Следует учитывать, что влияние малохудожественной продукции, которой увлекаются школьники самостоятельно, есть неизбежное следствие недостатков в традиционном народном культурном просвещении и воспитании.
Заключение.
Работая над темой «Фольклорные праздники, как средство приобщения младших школьников к народной культуре», мы познакомились с программами Е. Д. Критсткой, Т. С. Шмагиной, Г. П. Сергеевой, Д. Б. Кабалевского.
Программа Д. Б. Кабалевского предусматривает слушание и исполнение русских народных песен, но эта программа не предусматривает изучение фольклорных праздников, а только поверхностно проговаривается учителем.
Программа Е. Д. Критской включает в себя изучение конкретных праздников : «Широкая масленица», «Встреча весны» и других. Через изучение этих праздников дети приобщаются к традициям русского народа, используются на уроках различные виды деятельности: музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, игры и другие.
Познакомившись с программами, мы предлагаем введение фольклорных праздников в программу школьного обучения. Только через приобщение к народным праздникам и традициям, мы можем показать всю красоту, храбрость, выносливость русского народа. Работая над изучением фольклорного материала мы подобрали некоторые сведения, которые предлагаем в помощь всем, кто будет работать в народном направлении. (См. приложение №3 и №4)
Таким образом фольклорные праздники для современных школьников в настоящее время в большей своей сфере еще один способ развлечения. Но народный праздник носит познавательных характер и выступает как часть жизненной философии.
Список литературы
1. Алиев Юлий Багирович. Настольная книга школьного учителя - музыканта. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
2. Апраксина О. А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – Москва “Просвещение”, 1987. – 256 с.
3. Багрич В. Н. Музыкальная палитра. Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста / В. Н. Багрич. – М, - 2006. – 18 с.
4. Бондаренко О. Э. Праздники христианской Руси. / О. Э. Бондаренко. М. -1996. – 274 с.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка /Н. А. Ветлугина. – М,1968. – 342 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. / Г. Н. Волков. М. – 1999. – 164 с.
7. Горецкий, В. Г. Начальная школа. Май леса наряжает – лето в гости ожидает / В. Г. Горецкий. – М, 1996. – 78 с.
8. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе : учебное пособие / Л. Г. Дмитриева. – М, 2000. – 274 с.
9. Заволокина Анастасия Играй гармонь / А. Заволокина. – Новосибирск, 2002. – 72 с.
10. Земцовский И. Русские народные песни вологодской области / И. Земцовский. – Вологда, 1973. - 207 с.
11. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М, 2000. – 286 с.
12. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М, 1986. – 279 с.
13. Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. – 270 с.
14. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф. С. Капица. – М. 2003. – 257 с.
15. Колобанов В. А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. / В. А. Колобанов. – Владимир. M.- 1994. – 241 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Приложение №2