Верещагина Татьяна Павловна
Занятие по эффективному развитие музыкальных способностей дошкольников «Фольклор»
▼ Скачать +Заказ
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения передавались молодому поколению в художественной форме. Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование художественных способностей – музыкальных, литературных, способностей к изобразительному искусству, танцевальных, певческих, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Первое знакомство ребёнка с народными играми, песнями, потешками, хороводами начинается с раннего детства. Уже в ясельном возрасте пою с детьми песенки про петушка, кошечку, собачку, корову и т. д. Если у меня в руках кошка, то сначала обязательно читаю стихотворение о ней, дети поют песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, погремушке, а в конце занятия она обязательно поиграет с детьми в прятки, догонялки. Та же структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, зайкой. Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой песне или потешке. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “К деткам зайчик подбежал”, “Кто у нас хороший” и т. д. Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.
Публикация «Занятие по эффективному развитие музыкальных способностей дошкольников „Фольклор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Русскую народную музыку широко использую на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развиваются творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризуют какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору», кота – в игре «Кот Васька» и т. д., изображали картинки жизни (в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки). Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствуют развитию у детей художественного вкуса, создают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы побуждаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн – в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон – в 5 лет. Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.
Но назначение любого вида искусства — это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого музыканта и воспитателя». Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения». Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.»
В. В. Путин