Татьяна Гицевич
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет,уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовывать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
Актуальность социально -коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально - коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в не малой степени зависят от воспитателей детского сада. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное
самочувствие детей, способствует раскрытие внутреннего потенциала ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. В обратном случае, неадекватное педагогическое общение может стать фактором, препятствующим благополучному развитию детей. Воспитатель совместно с родителями помогает вступить с ним новых взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретает новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, то нашей целью является - стимулирование социально - коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Особое внимание хотелось бы обратить на особенности общения дошкольников со сверстниками. Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка,отношение к другим людям.
Дошкольник не может обойтись без сверстников,однако,его общение с ними без помощи взрослых почти малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого - в семье и в детском саду.
У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления, от выраженном агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.
Введение ФГОС дошкольное образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно - развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательно атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Чтобы научить детей неконфликтно выражать собственные мысли и желания, можно использовать в своей работе игры направленные на развитие коммуникативных навыков у детей. Эти игры многофункциональны по назначению и позволяют решать одновременно несколько развивающих задач. Предлагаем вашему вниманию подборку интересных и эффективных на наш взгляд игр.
"Ласковое имя"
Инструкция "Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковым имен. Кроме того, важно запомнить,кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя"
"Давайте поздороваемся"
Цель: Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале упражнений ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
"Волшебный стул"
Ход игры: один из детей садится в центр на "волшебный" стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
"Пирамида любви"
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит : "Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по- разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей).А сейчас давайте построим "пирамидку любви" из наших с вами рук. Я назову что - то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите,какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому,что мы умеем любить сами и любимы".
"Сороконожка".
Цель: Научите детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: "Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руку на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее". Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит : "Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек".Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.
"Рисуем всей группой"
Цель: Упражнения способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространства.
Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.
Инструкция: "Сегодня вы будете рисовать на одном листке бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать и выберите себе место. Для рисования я дам каждому только один мелок,но наверное ва захочется сделать свои рисунки разноцветными? Тогда нужно будет обмениваться друг с другом мелками ".
Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
"Подарок другу"
Цель: Развивать умение невербально "описывать" предметы.
Ход игры: Один ребёнок становится "именинником",остальные дарят ему "подарки",передавая движениями и мимикой свое отношение к "имениннику"
"Передай улыбку по кругу"
Цель: Выполнение группового правила,обмен переживаниями.
Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
"Вежливые слова"
Цель: Развитие у детей уважение в общение, формирование привычки использовать слова вежливости.
Ход игры: Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет,благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения (извините, простите, сожалею,прощания (до свидания, до встречи,спокойный ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
Хочется добавить, что не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая очень сильным желанием, терпением и любовью, вы сможете поделиться ребенком всем лучшим, что есть в вашем сердце.
Литература.
1. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М. ,2015 г.
2. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д. : Феникс, 20013г.