Семенова Вера
Фольклор в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, к окружающему миру.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой.
Отношение к природе сопряжено с переживаниями, всегда имеет эмоциональную окраску, оно выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Публикация «Фольклор в раннем возрасте» размещена в разделах
Целесообразно использовать фольклор и поэзию в работе с детьми раннего возраста, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным.
С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые литературные формы таят в себе немалые богатства –речевые, смысловые.
Актуальность заключается в том, что в настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает затруднения:
- отсутствует система перспективного планирования и подачи речевого материала экологического содержания;
- недостаточно методического материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;
- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор и малые литературные формы (загадки, стихи, сказки, народные традиции, приметы и явления природы.
Методика экологических занятий с детьми раннего возраста с использованием фольклора и поэзии разработана недостаточно.
Воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения и поэзия, как средство, будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически, формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство. Малые литературные формы способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и познавательному развитию. Простейшие литературные формы являются первым, самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире, легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
Нужно как можно больше уделять внимание потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Фольклор дает возможность узнать о явлениях природы.
Дождик лей –поливай
–будет хлеба урожай.
Беседуя о зиме, вспоминаем какая была суровая
Уж ты Зимушка-зима
Зима вьюжная была,
Все крутила, все мела
Примораживала
На прогулке в ненастную погоду, для того чтобы выглянуло солнышко, можно произнести детям следующую закличку:
“Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут
По камушкам скачут!
Напеть закличку, и солнышко их услышит.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом -жаркое, а луна - не всегда круглой. Я учу ребенка «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора и поэзии.