Сердитых Анна
Консультация «Фольклор для маленьких»
«Фольклор для маленьких»
Сказка-это новелла, состоящая из цепи взаимосвязанных,однотипных частей. Кумулятивная композиция сказки по сути своей-серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные персонажи, отличающиеся и внешними особенностями. Вмести с тем персонажи потешек являются и типичными образами русской народной сказки, которые требуют постепенного вхождения в мир народного искусства. Вот почему встречи ребенка со сказкой должна предшествовать подготовительная работа, суть которой-постепенное формирование у ребенка образного, художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию.
Публикация «Консультация „Фольклор для маленьких“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Детей надо учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слышать и слушать. Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед ними сила народного слова-закладывается любовь к народному, национальному искусству, элементы эстетического вкуса, а вмести с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, к Родине.
Только эти высокие цели можно достигнуть, когда педагог работает с народными произведениями грамотно, если он правильно выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей. Видя группу в целом, воспитатель «чувствует» каждого ребенка и ведет занятие так, будто обращается именно к нему, взаимодействует именно с ним. Вместе с тем перед воспитателем стоит задача: зная возможности детей, активизировать роль каждого, пытаясь раскрыть их индивидуальность. Более того, у него должна быть установка на поиск индивидуальности. Методы и приемы должны быть дифференцированы при обучении на первом, втором и третьем годах жизни детей.
Третий год жизни детей несет в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребенком, на обращение к его внутреннему миру, обогащенному эмоционально и умственно на основе развивающегося образного восприятия и наглядно-образного мышления. Именно это создает предпосылки для введения элементов знаковой культуру.
Общие дидактические принципы обучения детей раннего возраста-активность и посильная самостоятельность-остаются ведущими и для детей третьего года жизни, особенно в первое полугодие. Они осуществляются, во-первых, установкой на двусторонний контакт; во-вторых, потребностью речевого взаимодействия; в-третьих, потребностью эмоционального взаимодействия; в-четвертых, потребностью действенного соучастия. Иначе говоря, педагог постепенно ведет детей от ситуативного, конкретного восприятия к обобщенному пониманию художественного произведения. Активность детей будет проявляться в личностных переживаниях, когда возникает желание поделиться своими впечатлениями или воспоминаниями или проявить себя в качестве «заинтересованного лица» результатом данного действия.
Переход на такой уровень взаимодействия со взрослым-результат системной работы педагога с детьми на первом и на втором году жизни. Если же этого не было, то вначале следует ознакомить детей с фольклором по методике второго года жизни с установкой в основном на наглядность, процессуальность и ситуативность восприятия. В этом случае главная задача-накопить практический опыт,который затем интенсивно переводится в образный план.
Следующий важный принцип методики ознакомления с фольклором-познавательная деятельность. Дети этого возраста испытывают особый интерес и доверие к своему воспитателю, поэтому всю информации исходящую от воспитателя принимает приоритетно, т. е. вне какой-либо конкуренции. И если содержание передается выразительно, эмоционально, дети поймут курьезность ситуации (например потешки).Прием «эмоционального нарастания» при прочтении текста обеспечит понимание шутливой обстановки.
Как и на втором году жизни, по-прежнему значим принцип наглядности. Но задача при прочтении текста ставится иная: постепенно отходить от синхронного инсценирования. Если дети понимают смысл произведения, то воспитатель вначале читает текст целиком без показа. Принцип наглядности желательно осуществлять по прочтении текста. Дети должны учиться понимать словесную информацию. Поэтому приемы наглядности в работе несут уже новые подходы, в основном-это умеренность и избирательность в их использовании. Однако заметим: яркие, красочные методики-театры, объемные ширмы,панорамы с сюрпризными вкладками, и т. п. -по-прежнему необходимы, так как эмоционально и художественно обогащают детей.
Каждое занятие должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала, а следовательно, включать этапы освоения. Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.