Екатерина Разумова
Физкультурно-оздоровительный проект «Юный скалолаз» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Альпиниста называют скалолазом,
И скажу, ведь это же не зря.
Это ж надо быть смелейшим верхолазом,
Чтоб покорилась ему крутейшая скала.
***
У альпинистов высота – стихия,
Здесь случайностей не бывает.
Только сильные, выносливые люди.
Вершины гор крутых без страха покоряют.
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Юный скалолаз“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
К сожалению, в нашей стране, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Внедрение проекта «Юный скалолаз» в условиях ДОО, позволит решить одну из главных проблем, таких как:
• своевременное формирование двигательных навыков и умений;
• развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений;
• воспитание положительных нравственно-волевых черт характера личности;
• содействие в стимулировании деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорно-двигательного аппарата, как основу правильной осанки.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия внедрения и реализации проекта «Юный скалолаз» в ДОО, предметом деятельности является процесс овладения техникой скалолазания детьми дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Альпинизм представляет собой вид спорта или же способ активно отдохнуть, цель которого, взбираться на труднодоступные вершины гор. Само слово «альпинизм» происходит от названия "Альп" — высочайшей горной системы Западной Европы. Вообще, сущность альпинизма заключается в преодолении препятствий, которые были созданы природой – это и сама гора, её высота, её рельеф и, конечно, погода. Правила альпинизма просты, кто первый взберётся на вершину, тот и победитель. Восхождения на вершины высотой более 6000 м называются высотным альпинизмом.
Когда же зародился этот удивительный вид спорта? Есть мнение, что альпинизм стал считаться спортом в 1786 году 8 августа. Именно в этот день врач Мишель-Габриэль Паккард совместно с Жаком Бальма – его горным проводником, достигли высшей точки Альпийских гор – Монблана. С того момента альпинизм стал считаться не просто любительским занятием, а настоящим видом спорта.
В России же горовосхождение (первое время именно так назывался альпинизм) взяло своё начало с экспедиции 1786-1788 годов, которую возглавлял Даниила Гаусса. Целью экспедиции было исследование дальневосточных земель Российской империи. Кстати, хотелось бы отметить, что в течение данной экспедиции Гауссу пришлось несколько раз взобраться на Ключевскую сопку – это самая высшая точка на всей Камчатке.
Итак, альпинизм является экстремальным видом спорта, суть которого заключается в том, чтобы с помощью специального снаряжения взобраться на вершину горы. В альпинизме фактически нет правил, а в расчёт берётся количество покоренных альпинистом вершин, ну и конечно, сложность пройденного маршрута.
Дети – это практически вечные двигатели, которых невозможно остановить и проконтролировать. Сначала они просто бегают и прыгают, но через определённое время осваивают новый способ развлечения – начинают лазить по заборам, деревьям и любым другим вертикальным поверхностям. Разумеется, родители переживают за сохранность своего чада, но нельзя же просто запретить ребенку двигаться, ведь в раннем возрасте энергия бьет из него ключом. Значит единственный вариант – направить всю эту бесконечную энергию в полезное русло. Прекрасный вариант это занятия скалолазанием!
Воспитание современного ребёнка и его физических, познавательных, умственных, сенсорных и др. способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку нашей стране нужны личности: физически, интеллектуально развитые, обладающие хорошим здоровьем, имеющие задатки волевых качеств.
Итак, актуальность создания данного проекта, определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества; необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях учреждений дошкольного образования.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ
Тип проекта : физкультурно-оздоровительный.
Возрастная группа 5-7 лет.
Наличие межпредметных связей познание, социально-коммуникативное, развитие речи, физическое развитие.
Цель работы над проектом
Использование современных технологий физического развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с экстремальным видом спорта – альпинизмом.
Цель и задачи:
Создать условия для мотивации детей к двигательной активности.
Образовательные:
1. Ознакомить - с историей появления скалолазания,
- с историей скалолазания в России,
- с терминологическим языком (Приложение 1,
- с культурой и традициями скалолазания.
2. Ознакомить приемам страховки и самостраховки.
3. Обучить приемам преодоления искусственных и естественных препятствий.
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности через влияние скалолазания на психические процессы, задействованные во время лазания:
- восприятие (целостность и структурность образа,
- внимание (концентрация и устойчивость,
- память (зрительная и кинематическая,
- мышление (пространственное и креативное).
2. Развить конструктивные способности через овладение техникой скалолазания по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий, по памяти, по схемам.
3. Сформировать трудовые навыки (следить за порядком в спортивном комплексе).
4. Научить приемам устной передачи знаний друзьям и родным.
Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброту, дружелюбие, терпение, вежливость, умение договориться.
2. Научить добиваться поставленной цели.
3. Дать культурные навыки поведения.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение индекса здоровья воспитанников ДОО до 30%.
2. Повышение уровня физической подготовленности детей на 30%.
3. Нулевой показатель низкого уровня двигательных умений, навыков и физических качеств.
4. Сформированы потребности в ежедневной двигательной активности.
5. Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.
Продукт:
1. Обогащение предметно-пространственной среды: создание в физкультурном зале ДОО, скалодрома для занятий «Юный скалолаз».
2. Оснащение физкультурного зала инвентарем для занятий «Юный скалолаз».
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В соответствии с ФГОС ДО проект «Юный скалолаз», опирается на научные принципы ее построения:
1. Научности - подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
2. Комплексности и интеграции образовательных областей ФГОС ДО – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
3. Адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья
4. Результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;
5. Комплексного подхода к подбору содержания и проведения секционной, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности;
6. Вариативности использования предложенного содержания.
7. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
8. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения задач проекта :
1. Разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОО;
2. Оценить риски реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
Реализация проекта рассчитана на целый учебный год с сентября по май месяц и включает в себя:
1. Подготовительно-проектировочный этап.
2. Практический этап.
3. Обобщающе - результативный этап.
1 этап - Подготовительно-проектировочный
1. Формулирование проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Введение детей в игровую ситуацию, после чего инструктор ФИЗО формулирует задачи.
2. Приобретение инвентаря для занятий «Юный скалолаз».
3. Создание скалодрома для занятий «Юный скалолаз» (Приложение 2)
2 этап - Практический
Проведение занятий в течение всего учебного года, по скалолазанию, согласно организационно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО.
3 этап - Обобщающий
Проведение спортивного праздника-соревнования в ДОО по скалолазанию.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• УСТАВ ДОО
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
- заведующий ДОО, осуществляет общее руководство проектом,
- старший воспитатель ДОО – осуществляет контроль, анализ и управление реализацией проекта;
- инструктор по физической культуре в ДОО – непосредственно осуществляет выполнение проекта.
Материально-технические ресурсы:
- помещение, оборудование, инвентарь, находящиеся на балансе ДОО.
Информационные ресурсы:
- информационные стенды в группах ДОО;
- информационные буклеты, памятки по тематике данного проекта.
Учебно-методические ресурсы:
1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М. : Просвещение, 1983.
2. Кенеман А. В. и др. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1985.
3. Подласый И. П. Педагогика. 100 вопросов. 100 ответов. – М. : Изд-во Владос-Пресс, 2001.
4. Тридцать три пирога. Сборник. – М. : Детская литература, 1973.
5.
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• аудиотека;
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится оказанием посильной помощи непосредственно родителями, администрацией ДОО.
РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ
Риски Пути преодоления рисков
Нежелание родителей принимать участие в проекте Индивидуальная беседа о важности общего дела.
Консультация «Быстрее, выше, сильнее»
Участие в физкультурных досугах.
Недостаток инвентаря Приобретение необходимого инвентаря в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.
ВЫВОД
Физкультурно-оздоровительный проект «Юный скалолаз» должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Забота о сохранении и укреплении здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны нации. Закон РФ «Об образовании», «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» и ряд других документов выделяют в числе приоритетных задач сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Развитие и состояние здоровья детей неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей, важнейшими являются возможности среды детского сада (предметно- пространственной, образовательной, развивающей). Поэтому в сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации современного образования сближает интересы педагогов, медиков, психологов. Последние годы стали периодом активного внедрения здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам формирования здорового образа жизни, одной из таких технологий является детское скалолазание.
Использование скалолазания в учреждении дошкольного образования - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.