юлия малькова
Физиотерапия для преодоления речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЕЖДА».
«Физиотерапия для преодоления речевых нарушений».
Подготовил
учитель-логопед
Ю. О. Малькова
Физиотерапия для преодоления речевых нарушений
Многие родители детей с речевыми расстройствами интересуются, какой из способов коррекционного воздействия может дать быстрый результат. На сегодняшний день, к сожалению, не существует той «волшебной палочки», которая могла бы решить проблемы в короткие сроки.
Публикация «Физиотерапия для преодоления речевых нарушений» размещена в разделах
Тем не менее, существуют разные направления коррекционной работы: психолого-педагогическое, медикаментозное и физиотерапевтическое.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на физиотерапевтических процедурах.
Начнём с того, что такие процедуры может назначить невролог после диагностического обследования.
Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный и вполне безопасный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи. Ценность физиотерапии заключается в том, что она легко комбинируется с другими способами коррекции, является хорошим подспорьем для достижения положительного результата.
Применение физиотерапии решает следующие задачи:
- стимуляция речевого развития;
- коррекция тонуса мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания и темпа речи;
- улучшение кровообращения и работы нервной системы.
1. Электрофорез.
Этот метод физиотерапии довольно активно используется в детской практике. Широкий спектр используемых препаратов позволяет индивидуально подобрать для каждого ребёнка необходимое лекарство. Частицы лечебного раствора вводят через кожу под действием электрического поля.
2. Магнитотерапия.
Данный метод основан на воздействии магнитными полями на организм с лечебно-профилактическими целями. Под влиянием магнитного поля слабой интенсивности снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, активизируются обменные процессы в организме, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию.
3. Фотохромотерапия.
Этот метод практически не имеет противопоказаний. Заключается он в том, что на определённые зоны воздействуют светом с каким-либо цветом спектра. В зависимости от выбранного цвета воздействия можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребёнка, улучшать обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы.
4. Лазеротерапия.
Лазерная терапия – это современный метод аппаратной физиотерапии, который заключается в дозированном облучении тканей лазерным излучением низкой интенсивности.
Воздействие низкоинтенсивного лазерного излучения запускает комплекс адаптационных и компенсационных реакций, возникающих в тканях и органах.
5. Дарсонваль.
Процедура, которая заключается в воздействии на организм импульсными переменными токами высокой частоты и напряжения.
При дарсонвализации разряды, воздействуя на кожные рецепторы, нормализуют биоэлектрические потенциалы мозга, оказывают нормализующее воздействие на центральную и вегетативную нервную систему, вызывают седативный (успокаивающий) эффект.
Под влиянием местной дарсонвализации улучшается кровообращение, нормализуется тонус сосудов.
6. Амплипульстерпия.
Амплипульстерапия – это лечение синусоидальными модулированными токами (СМТ). Воздействие СМТ снижает спастичность мышц артикуляционного аппарата (повышенный мышечный тонус, напряжение, что способствует более чёткому произношению. Также использование данного метода положительно влияет на мышцы гортани и дна ротовой полости.
СМТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Терапия с помощью синусоидиально-модулированных токов или апмплипульс-терапия – это метод электротерапии, при котором используется лечебное воздействие синусоидальный ток с очень высокой частотой. Электрический ток с такими характеристиками способен проникать глубоко в ткани, не вызывая раздражения кожи. Чтобы усилить его способность возбуждать мышцы и нервы, его модулируют по амплитуде с частотами, характерными для биотоков нервной и мышечной системы (10–150 Гц, чтобы получились серии колебаний тока, разделенные паузами.
Токи такой конфигурации оказывают глубокое стимулирующее воздействие на нервы, мыщцы и сосуды. При этом ток практически не воздействует на рецепторы кожи, и не вызывает неприятных ощущений. Такие амплитудные пульсации тока вызывают одиночные сокращения или подергивания мышц, а при частоте более 20 Гц появляются ощущения мышечной вибрации. Изменяя глубину модуляций тока, можно регулировать интенсивность стимулирующего воздействия – от щадящего до интенсивного и глубину проникновения тока в ткани.
___
МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СМТ ТЕРАПИИ
Кроме стимулирующего действия СМТ-терапия обладает выраженным болеутоляющим действием. Воздействие токов на болевые рецепторы снижает периферический компонент формирования ощущения боли, а ритмические колебания импульсов воздействия приводят к конкурентному угасанию болевой доминанты в головном мозге.
Сосудистое воздействие СМТ терапии обусловлено сокращением гладкой мышечной мускулатуры сосудов, что приводит к усилению кровотока, улучшению питания тканей. Таким образом, лечебное воздействие СМТ физиотерапии складывается из обезболивающего, сосудорасширяющего, трофикостимулирующего, гипотензивного, противовоспалительного, противоотечного и стимулирующего мускулатуру действия.
___
С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ СМТ ТЕРАПИЮ У ДЕТЕЙ?
СМТ терапию или амплипульс-терапию можно применять у детей в возрасте с 3-х месяцев.
___
Синусоидальные модулированные токи — Амплипульстерапия
Для амплипульстерапии предусмотрена генерация пяти основных родов работы:
• СМТ 1– это непрерывный синусоидальный ток, который, может модулироваться низкой фиксированной частотой и по амплитуде с различной глубиной. Из всех родов работы он обладает наименьшим возбуждающим действием, которое возрастает с уменьшением частоты модуляции и увеличением ее глубины. Ток СМТ 1 повышает электропроводность тканей, потенцируя действие других СМТ, поэтому часто используется как вводный ток, оказывает кратковременный анальгетический эффект, обладает хорошей электрофоретической способностью.
• СМТ 2– это фактически СМТ 1, который подается в прерывистом режиме. Этот ток оказывает выраженное возбуждающее действие на нервно-мышечный аппарат и его используют для электростимуляции.
• СМТ 3– это чередование посылок СМТ 1 (ток, модулированный низкой частоты) с посылками немодулированного тока. Он обладает длительным анальгетическим эффектом и у него менее выражено нейростимулирующее действие; этот ток оказывает противоотечное, противовоспалительное и антиспастическое действие.
• СМТ 4– это ток, в котором чередуется синусоидальный ток, модулированный двумя низкими частотами. Этот вид тока оказывает наибольший анальгетический эффект, который при уменьшении разности между выбранной частотой модуляции и частотой 150 Гц значительно возрастает. При увеличении этой разницы усиливается возбуждающее и трофикостимулирующее действие.
• СМТ 5– это фактически СМТ 4, который подается с паузой. Нейростимулирующее действие у него менее выражено, чем у СМТ 2, но преобладает трофическое действие и мягкое возбуждающее действие по сравнению с СМТ 4.
Действие синусоидальных модулированных токов весьма разнообразно. СМТ вызывают в нервных волокнах образование биологически активных веществ, обладающих нейромодуляторными свойствами, которые не только способствуют подавлению боли, но и стимулируют трофические функции, уменьшают отечность и застой в периневральных пространствах. Наиболее эффективны СМТ при болевых синдромах с симпаталгиями.
Аппаратные стимуляционные технологии в коррекции речевых расстройств у детей
В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС, микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.
Осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.
Причины и особенности речевых расстройств
Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами среди детей младшего школьного возраста.
Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.
Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.
При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).
Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.
В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами : работой синапсов, уровнем активности систем возбуждения и торможения, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.
Методы терапии речевых расстройств
В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.
Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.
Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.
Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные, можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.
Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.
Техника чрескожной электронейро-стимуляции
Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.
Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.
Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.
Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС
В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.
Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.
Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут, затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).
После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения, наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.
После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.
Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.
Резюме
Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.
Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.
Комплексный подход в работе с детьми с речевыми нарушениями, сочетающий в себе логопедические занятия, физиотерапию, а, при необходимости, и медикаментозное лечение, даёт стойкую положительную динамику и хорошие результаты по их преодолению.