Скорик Ирина
Физическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура в современном детском саду- проблемы и пути их решения. Современные дети — это продукт нашего современного мира. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Сегодня много пишут об уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи, много детей гиперактивных. Задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья. Исследования показали, что современные дети испытывают "двигательный дефицит. И в образовательном учреждении, и дома дети в основном находятся в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т. д.). Увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, тем самым вызывая их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, как следствии этого нарушается осанка, плоскостопие, задержка развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости. В процессе роста организма по разным причинам возникает деформация позвоночника, ног и стоп, на сегодняшний день это частое явление. Неумение ребенка правильно держать осанку влияет на его внешний вид, на состояние внутренних органов, его здоровье. Все это приводит к ухудшению работы внутренних органов и систем растущего организма, особенно страдает костно-мышечный аппарат, сердечно - сосудистая система, дыхательный аппарат.
Публикация «Физическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
Счастливый ребенок - это ребенок физически здоровый и крепкий. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходимо искать новые подходы к оздоровлению детей, которые будут базироваться на профилактических и оздоровительных мероприятиях, создаваться определенные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм ребенка. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Такую работу в детском саду должен осуществлять инструктор по физической культуре и воспитатели. На базе детского сада детей можно организовать методическое объединение «Здоровье сберегающие технологии в ДОО», которое будет заниматься вопросами профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата и оздоровление дошкольников средствами физического воспитания. Перед началом работы по профилактике нарушений ОДА и оздоровлению дошкольников, воспитателям методического объединения необходимо пополнить знания: что такое опорно-двигательный аппарат, причины его заболеваний, типы нарушений осанки. В начале года, совместно с медицинским персоналом необходимо проводить мониторинг здоровья, а затем определять план мероприятий на год. В каждой возрастной группе составлять план – схему для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в режиме дня. На протяжении всего дня в группе необходимо поддерживать двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, здоровье сберегающие технологии в режиме дня. Для поставленной цели ставятся следующие задачи:
- формировать у детей навык правильной осанки;
- развивать гибкость и подвижность в суставах;
- укреплять мышечную систему ребенка;
- учить детей напрягать и расслаблять мышцы;
- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
Формировать у детей желание быть здоровыми надо начинать с бесед об осанке, для чего нужна правильная осанка, на, что она влияет;
На первых занятиях учить детей правильно принимать основные исходные положения: стоя, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке и другие. На каждом занятии закреплять пройденный материал.
В игровой форме детей знакомить со строением своего тела, что полезно и что вредно для организма. Учить навыкам ухода за собой. Все эти занятия воспитывают потребность в здоровом образе жизни. Полученные знания будут работать в самостоятельной деятельности. Для занятий подбираются физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Под влиянием физических упражнений происходят изменения в мышцах. Если мышцы не тренировать, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями укрепляют их. Для профилактики и оздоровления дошкольников необходимо включать:
1. физические упражнения : с предметами, без предметов, из разных исходных положений, с использованием спортивного инвентаря, нестандартного оборудования.
2. физические упражнения силового и расслабляющего характера.
3. дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А. Н. : «Ладошки», «Ушки», «Погончики», «Кошка». «Обними плечи».
4. акаливающие процедуры, доступные в условиях дошкольного учреждения: промывание носа проточной водой, обширное умывание, точечный массаж в области носа, самомассаж; оздоровительные занятия проводить с открытым окном, босиком, в облегченной одежде (шорты, майка, носки). В подходе к укреплению здоровья детей найти общий язык с родителями. С этой целью регулярно проводить родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения. Отношение родителей к физическому воспитанию влияет на формирование детских интересов и предпочтений, на развитие у них культуры и желания вести здоровый образ жизни.
Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. Здоровье человека зависит от его образа жизни, воспитания с раннего детства здоровых привычек и навыков, двигательной активности.
В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организованных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг
Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.
На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д.
Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является забота о здоровье ребенка. Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и развития психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности. Здоровье сберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения детей, педагогов и родителей. Современные технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Физическое воспитание для детей - фундамент для здания. Чем прочнее он заложен, тем прочнее будет постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет во всем: и в науке, и в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача родителей, дошкольного учреждения. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить опираясь на психологические особенности конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: " Я не боюсь еще раз повторить:" Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя". Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Такие данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.
Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широко использования физических упражнений в жизни детей.
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма
Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Система образования испытывает в настоящее время значительные трудности в плане распределения в временных рамках все больше возрастающего объема учебного материала, рекомендуемого для различных образовательно-воспитательных учреждений.
Интеграция как основополагающий принцип позволяет организовывать в дошкольных учреждениях физкультурно-спортивную базу, обеспечивающую эффективность всего комплекса воспитательно-образовательных мероприятий с детьми всех возрастных групп. На физкультурных занятиях двигательная активность сочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве зала осуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование, инвентарь и помещения залов.
Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана и укрепление здоровья, закаливание организма детей, которое относится к общей оздоровительной задаче.
Грамотное понимание педагогом специфики различных физических задач, умелый подбор двигательного материала, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнил его с удовольствием.
Таким образом, физическое воспитание-это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.