Оксана Пастоногова
Физическое развитие детей в самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГ Т)». Данный документ определяет направление стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста. В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, решение следующих задач:
-Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).
-Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями).
-Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Когда я начала работать в детском саду физкультурные занятие не давали нужного эффекта, поэтому возникла необходимость разработки комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые выстроились бы в систему с учетом специфики детского сада и региона. Воспитанники моей группы были ослаблены физически, часто болели простудными заболеваниями. Также дала свои результаты не благополучная экологическая обстановка нашего города: наличие химического производства. Пришлось обратиться к новинкам литературы. Я выбрала для работы с детьми использование нетрадиционных методик психогимнастика, босохождение, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Эти формы интересны и эффективны, и я начала знакомить с ними детей.
Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий необходимо было формировать, исходя из педагогических задач, учитывая особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. Для этого составила карту - прогноз с учетом индивидуальных особенностей детей. Опираясь на эти данные, строила работу с каждым ребенком индивидуально. На физкультурных занятиях осуществляется целенаправленная физическая подготовка детей. Различные построения, упражнения с предметами и без них развивают у дошкольников физические качества и способности. Упражнения утренней гимнастики направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков. Утреннюю гимнастику проводила только босиком. Во время занятий, использую физ. минутки, направленные на повышение обменных процессов, снятия утомления с мышц, имеющих статическую или двигательную нагрузку местного характера (напряжение пальцев во время рисования, аппликации и т. п., для сохранения и повышения умственной работоспособности. Физ. минутки провожу не только на стульях или стоя, но и лежа на полу. Детям очень нравятся упражнения на расслабление. Дети моей группы отличаются большой двигательной активностью. Они уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег, некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. Для их возраста сделала картотеку подвижных игр разных народов. Играем и учим новые игры в любую свободную минутку.
Но движения у малышей не совершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Поэтому, к каждому ребенку подхожу индивидуально, объясняю для чего мы делаем то или иное упражнение, как его правильно выполнить и конечно же все это делаю сама.
Есть в группе дети, которые быстро утомляются. Для них подбираю упражнения с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений возбуждающих и успокаивающих детей.
Особо хочу рассказать о закаливании. Сначала была проведена работа с родителями. Была рассказана система подготовки и самого закаливания. Детей готовила с лета : на участке гуляли в одних трусиках, в группе ходили босиком, употребляли в пищу витамины для укрепления организма. Выращивали в группе лук, употребляли в пищу чеснок, лук, фиточаи. С приходом осени начала детей закаливать холодной водой топтались в тазике несколько секунд, а затем растирали ножки полотенцем. С ноября перешли на снег. Впечатлений у детей было слишком много. Они были рады за себя: такие маленькие, топчутся в снегу и некто их не ругает, ведь это они делают вместе с воспитателем. В ходе работы изготовила нестандартное оборудование для закаливания и поддержки интереса к физкультурным упражнениям: дорожки для закаливания (из резинового ремня и пробок, дорожку из карандашей (для массажа ног, попрыгунчики (для прыжков в высоту, дорожку со следами и др.
Использовала в своей работе нетрадиционные методы оздоровления: психогимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая, этюды на саморасслабление, подвижные игры, фототерапия, психомышечная тренировка. Все это плодотворно влияет на развитие двигательных и психических качеств детей, развивает силу мышц, формирует осанку. В работе с малышами важно применение наглядных, словесных и практических методов обучения. Детям нужен образец для подражания. Зная, что малыши порой не понимают общих указаний, обращаюсь к каждому ребенку индивидуально. Обязательно хвалю детей. Даже если не получилось, успокаиваю, что в следующий раз получиться. Проведение физкультуры на улице закаливает организм ребенка, а многократное повторение упражнений закрепляет двигательные навыки и развивает физические качества. Во время прогулки увеличивается физическая нагрузка, усиливается приток кислорода к мышцам и органам, поэтому нужно регулировать дыхание и дозировку игр и упражнений.
В работе с родителями использую разные формы: практикум «Будем здоровы», показ процедуры закаливания, научила мам этюдам на расслабление и играм по психогимнастике. Оформила для родителей альбом «Наши лучшие друзья - солнце, воздух, снег, вода». Провела консультацию «Здоровым детям легче развиваться», «Как можно оздоровить ребенка дома». Делюсь опытом и с другими педагогами. Для воспитателей провела:
1. «Нетрадиционные методы закаливания»
2. Показ зимней прогулки
3. Консультация «Пути создания психологического комфорта в детском саду».
Не смотря на трудности в работе, добилась хорошей детской посещаемости. Дети стали реже болеть, стали крепче, бодрее, научились играть в подвижные игры, освоили прыжки, игры с мячом. Агрессивные дети, благодаря психогимнастике, стали добрее, играют с другими детьми, спокойно делятся своими игрушками. Дети с проблемами речи благодаря психогимнастике, которую проводила ежедневно, к концу года стали говорить понятнее, яснее.