Чепланова Анна
Финансовая грамотность дошкольников
Финансовая грамотность детей как основа экономического образования рассматривается как одна из передовых проблем современного образования. Современный социальный дискурс требует воспитывать ребенка как субъекта экономической социализации и образования. В обществе четко прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: финансовые выгоды становятся существенно важными для человека, иногда в ущерб моральным ценностям.
Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах
Финансовая грамотность - это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, навыков и моделей поведения, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения финансового благополучия.
В старшей группе разработано тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включающее ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования. Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Я, как воспитатель, столкнулась с тем, что современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике появилось отдельное направление - экономическое воспитание, позволяющее создать у малыша правильное представление о деньгах, Работа по экономическому воспитанию строится на основе принципа «от простого к сложному», и ставит перед собой задачи:
сформировать первичные экономические понятия;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, необходимо выбирать интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам, викторины, соревнования. Игра - наиболее приемлемый метод обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а воспитатель его незаметно направляет.
Предметно-пространственная развивающая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа»,
семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. «Рекламное агентство» и др.).
Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Процесс развития финансовой грамотности и экономического образования детей неразрывно связан с нравственным и трудовым воспитанием и является важной составляющей воспитательной работы. При анализе научно-педагогических исследований, связанных с экономическим воспитанием детей, следует обратить внимание на то, что семья играет большую роль в экономическом воспитании детей, ребенок получает социальный опыт при столкновении с понятиями «деньги», «дорого», «дешево», «зарплата», «семейный бюджет».
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье
необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями:
1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения;
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения.
5. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены…
6. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
7. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».