Екатерина Ныркова
Конспект занятия по ФЦКМ «Перелетные птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
Задачи:
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой);
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Перелетные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Предварительная работа: чтение рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка», чтение рассказов о перелётных птицах, Д/И «Перелётные и зимующие птицы».
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель. Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети. Перелётные.
Воспитатель. Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.
2. Фронтальная беседа:
Воспитатель: В природе существует большое разнообразии птиц. Где мы можем встретить птиц?
Дети. (Делают предположения)
Воспитатель. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (перьями). А зачем птицам перья?
Дети. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Воспитатель. Как называются домики, в которых живут птицы?
Дети. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек.
Воспитатель. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. А почему птицам нечего стало есть?
Дети. Потому что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель. А как называются птицы, которые едят насекомых?
Дети. Насекомоядные.
Воспитатель. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Воспитатель. (выставляю картинки на доску) Какой клюв у этих птиц?
Дети. Прямой, удлиненный, заострённый.
Воспитатель. А почему у насекомоядных птиц такой клюв?
Дети. Чтобы удобнее было ловить насекомых.
Воспитатель: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель. А как называются птицы, которые не улетают в тёплые края?
Дети. Зимующие.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают в тёплые страны? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (показ картинки, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу (показ картинки, утки, гаги, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало (показ картинки). А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Физкультминутка.
Разучивание пальчиковой гимнастики
«Десять птичек — стайка»
Пой-ка, подпевай-ка: 10 птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, Серенькое пёрышко.
Это — зяблик, это — стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
Упражнение «Скажи наоборот»:
Закончи предложения.
Аист большой, а соловей….
У аиста длинная шея, а у кукушки….
У соловья серая грудка, а у ласточки…
Аист белый, а грач…
Воспитатель: Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в дргой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.
Воспитатель: Какие вы знаете сказки с названием птиц?
«Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди». (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет.
Не забывайте, что птицы — наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять. Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение.
Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?