Ткачева Юлия
ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: краткая характеристика, общие и специфические принципы реализации
▼ Скачать + Заказать документы
Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана Федеральная программа
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (актуальная ред.) "Об образовании в Российской Федерации"
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Публикация «ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: краткая характеристика, общие и специфические принципы реализации» размещена в разделах
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций"
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрирован 31.08.2020 N 59599)
10. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638)
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017) "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 (ред. от 23.12.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Общие нормативные положения о ФАОП ДО
ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования) утверждена 24 ноября 2022 года и вступила в силу 7 февраля 2023 года.
Дошкольное образование должно быть реализовано в соответствии с ФАОП ДО с 1 сентября 2023 года.
Главное назначение ФОП ДО ОВЗ – дать целевые ориентиры и минимальное содержание для АОП ДО. Разработчики составили её по модульной структуре. Каждый подраздел содержит особенности по отдельной нозологии воспитанников. В итоге сады самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (АОП ДО) для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, а именно:
• АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
• АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
• АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
• АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
• АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
• АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Разработчики отмечают, что ФОП ДО ОВЗ носит рамочный характер. При этом модульный характер содержания ФАОП позволяет конструировать АОП с учетом особенностей воспитанников.
Структура ФОП ДО традиционная и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) разработанной Организациями АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Программы.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ; определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная образовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать адаптированные основные образовательные программы дошкольной образовательной организации для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
Структура ФАОП ДО
ФАОП ДО состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.
Целевой раздел ФАОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет её цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы, которые отражают такие аспекты образовательной среды, как:
• предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
• характер взаимодействия с педагогическим работником;
• характер взаимодействия с другими детьми;
• система отношения ребенка к миру, к другим людям, к себе;
• содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программа коррекционно-развивающей работы).
Организационный раздел ФАОП ДО содержит :
• психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы;
• особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
• федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной организации.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
• предметная;
• игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
• коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми);
• познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).
А также с учетом таких видов активности ребенка, как:
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
• двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает достижение планируемых результатов дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от её общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от её общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации основной образовательной программы Организации. Система оценки качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Программы для разных нозологических групп должны разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.
Целевой раздел Программы
Цель реализации Программы – обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.