Алла Терашкович
Экологическое воспитание детей. Факультативный курс для старших дошкольников «Экология через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Факультативный курс для старших дошкольников
Программа факультативного курса «Экология через сказку»
Сказка, автор Примерное содержание программы
1. Л. Толстой
«Белка прыгала с ветки на ветку»
Знакомство детей со сказкой Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».
Помоги белке.
Публикация «Экологическое воспитание детей, Факультативный курс для старших дошкольников „Экология через сказку“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Педагогические задачи: учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение детей поступком мальчика.
Содержание и методика: воспитатель просит отгадать загадку:
Кто в дупле живёт, орешки грызёт,
На деревьях резвится, упасть не боится?
Пушистый хвост мелькнёт в вышине,
И вместе с ней исчезнет в сосне? (белка)
Воспитатель читает детям сказку. После прочтения задаёт вопросы:
- хорошо ли поступили Саша и Митя? Почему вы так думаете?
Далее педагог рассказывает детям о том, как живут белки, чем питаются, как находят себе корм, как делают запасы на зиму (при рассказе использовать наглядный материал: карточки с изображением животного, леса, презентации и т. д.).
После рассказа предложить детям помочь белке сделать запасы. Детям предлагается сделать грибы и орехи из любого изоматериала (на усмотрение детей, а затем можно сделать выставку.
Советы педагогу: загадка, с которой начинается занятие, состоит из двух частей: первое четверостишие содержит очень характерный для белки признак, поэтому для старших детей можно первые две строчки опустить, и прочитать их только в том случае, если дети затрудняются.
Экологические понятия: животные, дикие животные, травоядные животные, цепь питания, этажи леса.
2 -3 Лиса и медведь (Мордовская сказка)
Знакомство детей со сказкой.
Лисица
Педагогические задачи: Познакомить детей с животными нашей фауны, познакомить с жизнью лисы в природе.
Содержание и методика:
Загадка
Хвост пушистый, мех золотистый,
Бегает ловко, рыжая плутовка (лиса).
Чтение детям сказки.
После прочтения можно спросить, как называют лису в сказках (хитрая кума, плутовка, почему её так называют? Далее идёт рассказ о повадках лисы, о месте её обитания, о том, чем лиса питается, как ищет себе корм зимой. Рассказать о том, что лиса очень любопытна, что у неё острые зрение, слух и нюх. Рассказать о пользе, которую приносит лиса (поедает полёвок и мышей, приносящих вред сельскому хозяйству).
Воспитатель предлагает детям игру: «Лиса, охотник и куры».
Советы педагогу: по ходу занятия педагог может показать картинки с изображением лисы, маленьких лисят. За несколько дней до занятия можно прочитать рассказ Н. Рыжовой «Кто кого ест».
Экологические понятия: цепи питания, хищные животные.
Медведь
Педагогические задачи: Дать детям представление об образе жизни зверя, которого они хорошо знают из сказок.
Содержание и методика:
Загадка:
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (медведь).
После того как дети отгадают загадку, можно спросит у них, Почему они думают, что это медведь? Есть ли ещё животные, которые устраивают себе берлогу? Какие сказки с участие медведя дети знают? Можно ли из сказок понять, какой у медведя характер?
Далее следует рассказ о медведе, о том, где преимущественно медведи живут, чем питаются? Можно рассказать о том, что зимой они скорее дремлют, чем спят, и в случае опасности покидают берлогу. Зимой не едят, живут за счёт накопленного летом и осенью жира. Медведь – очень проворный и ловкий зверь, и поговорка «неуклюжий как медведь» не соответствует действительности. Свой рассказ нужно подкреплять различным материалом: наглядным, видео.
Педагог предлагает детям поиграть в такие игры как: «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы» и др.
Советы педагогу: после проведения занятия можно сделать выставку из детских работ (лепка, аппликация, рисунки) по сказкам, где героем является медведь.
Экологические понятия: животные, цепи питания, хищные животные.
4 В. Даль «Война грибов и ягод»
Знакомство со сказкой. Практическое занятие.
Педагогические задачи: Рассказать детям о том, что есть съедобные грибы и ядовитые. Дать представление о правилах сбора грибов. Научить по картинкам и основным характерным признакам различать некоторые грибы.
Содержание и методика: Чтение сказки.
Затем воспитатель приглашает детей в «лес» за грибами, читает стихотворение П. Синявского «Грибная электричка».
После прочтения стихотворения, дети «делают остановку» на станции «Загадкино».
Далее педагог загадывает загадки о грибах (в загадках отмечаются характерные признаки грибов):
- растут в лесу сестрички, рыжие (лисички);
- я в красной шапочке расту под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик);
- на пеньке растут в лесу эти дружные ребята,
называют их (опята);
- а этот красавец на беленькой ножке,
он в красненькой шапке,
на шапке горошки (мухомор);
- на толстой белой ножке коричневая шапка,
наверняка любой грибник найти мечтает (боровик) и др.
Затем идёт рассказ о том, что грибы надо правильно собирать (можно спросить детей, а как они собирают грибы, и выяснить правильно или нет). Рассказать о том, что несъедобные грибы не собирают, но их нельзя топтать, сбивать ногами, т. к. они нужны лесу и его жителям (объяснить зачем). Нужно обязательно заострить внимание детей на то, что грибы – это пища для многих животных.
Советы педагогу: так как дети не знают названия многих грибов, можно использовать большую таблицу с разными грибами. Обращаясь к таблице, нужно отметить наиболее характерные особенности некоторых грибов: у подосиновика – ярко-красная шапка и белая утолщённая книзу ножка. В народе подосиновик называют «красноголовиком» за яркую шляпку. Можно приготовить две картины: «Корзина» и «Лес», на которых сделаны прорези, а также приготовить грибы. Дети должны отгадать загадку, отыскать гриб, положить его в корзину, если он съедобный. А ядовитые грибы вставляют в прорези «Лес». Можно использовать фонограмму «Звуки леса» (музыка П. И. Чайковского).
Экологические понятия: грибы, съедобные грибы, несъедобные (ядовитые, цепи питания.
5. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Чтение детям сказки.
Педагогические задачи: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны они природе.
Содержание и методика:
Загадка:
У болотной мягкой кочки,
Под зелёненьким листочком,
Притаилась попрыгушка, пучеглазая (лягушка).
Выяснить у детей, что они думают о том, полезные или нет лягушки? Почему они так думают? Объяснить детям, что лягушки исключительно полезны. Они питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Собратья лягушек – жабы, которые помогают человеку справиться с вредителями огородов.
Да и сами лягушки для многих животных являются кормом. Из рыб лягушками питаются – сомы, судаки, щуки; любят лягушек и многие птицы – аисты, чайки, совы, цапли. Таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться. Для человека лягушки – друзья, и человек должен платить им тем же.
Далее можно поиграть в игру «Лягушки и цапли».
Советы педагогу: использовать различный наглядный материал: картинки с изображением лягушек и жаб, репродукции из сказок, героиней которых является лягушка (отметить, что в сказках ей всегда отводится добрая роль, видеоматериалы др.
Экологические понятия: водная среда, живая природа, цепи питания, насекомые, птицы.
6-9 С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Времена года.
Педагогические задачи: Учить различать особенности времени года (сезона). Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и закономерные изменения, в ней происходящие. Показать разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Содержание и методика: работа по картинкам с различными временами года (сезонами). Педагог читает стихи, а дети показывают нужное время года (определяя по характерным признакам).
Весна
Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса, ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
На полянке, у тропинки, пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит.
Лето
Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо,
Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы.
И светла, и широка, наша светлая река,
Побежим купаться, с рыбками плескаться.
Осень
Вянет и желтеет трава на лугах,
Только зеленеет озимь на полях,
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Завтра утром в лес пойдём,
И опята, и маслята, и груздочки соберём.
Зима
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет и ель свозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
Советы педагогу: Это занятие можно проводить и по-другому: карточки у педагога, он показывает их детям, а дети говорят, какое время года изображено, какими характерными признаками отмечается живая и неживая природа. Могут рассказать стихотворения для каждого времени года (из ранее изученных). Можно устроить выставку «Круглый год», где дети выставят свои работы по разным временам года.
Экологические понятия: времена года, особенности сезона (сезонные изменения, живая природа, неживая природа.
10. «Герои сказок» Обобщение основных теоретических знаний и практических навыков по факультативному курсу.
Цель: закрепить знания детей о животных, наиболее часто встречающихся в сказках. Воспитывать чувство уважения, сопереживания к другим сообществам.
Содержание: Дети делятся на группы, каждая из которых составляет «творческую биографию» Волка, Лисицы, Медведя, Зайца, Мыши, Лягушки, Собаки, Кошки (по выбору детей).
Дети изображают его на листе бумаги, пытаются изобразить его в движении, повадках, имитируют голос.
Затем каждая подгруппа показывает фрагмент какой-либо сказки, где встречается это животное. Составляется целая галерея портретов героев сказок (животных, чьи образы знакомы детям.
Экологически понятия (повторение): животные, дикие животные, домашние животные, хищные животные, травоядные животные, цепи питания, этажи леса, грибы (ядовитые, съедобные, водная среда, живая природа, неживая природа, насекомые, времена года, сезонные изменения, особенности сезона.
Литература:
1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании. //Вопросы психологии. - 1993.-№ 5. с. 39-43.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.
3. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.-40с.
4. Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.
5. Рыжова Н. А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.- 200с.
6. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.