Юлия Михайловна Воронина
Факультатив «Юные натуралисты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Выявление проблемы Животный мир является одним их основных компонентов природной среды,
важной составной частью природных богатств нашей Родины. Понаблюдав за детьми и
побеседовав с ними, мы пришли к выводу, что нам интересна тема «Животные нашего края».
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края,
воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что
ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его.
Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от
Публикация «Факультатив „Юные натуралисты“ в старшей группе» размещена в разделах
интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных
чувств с этого начинается ответственность за все живое.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В
этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г
Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных
чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо
вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику
природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги
обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы
каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к
чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский). Сухомлинский писал о том, что человек стал
человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом
небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый
след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него
реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и
рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и
умениями. Факультатив проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность 25-30 минут
Цель: Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Курганской области
Задачи:
1. Закрепить названия диких животных и их детенышей.
2. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
3. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
4. Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность
5. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
6. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
7. Воспитывать интерес к животным родного края, бережное отношение к ним.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники смогут называть:
-диких животных родного края;
-интересные факты из жизни животных;
-особенности поведения животных в разные времена года;
Составлять небольшие рассказы о животных.
В свободной деятельности применять показ сказок и использовать для этой деятельности наряды и атрибуты.
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Царство животных.
2. Знакомьтесь, ёж.
3. Лепка. Ёж.
4. Чтение русской народной сказки «Пых».
5. Инсценирование русской народной сказки «Пых». Подготовка.
Октябрь
1. Инсценирование русской народной сказки «Пых».
2. В гости белочка пришла.
3. Лепка «Грибочки и орешки для белочки»
4. Чтение сказки Л. Куликова «Белочка –умелочка»
Ноябрь
1. В гости к зайке.
2. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
3. Как животные готовятся к зиме.
4. Заяц серый стал вдруг белым
Декабрь
1. Презентация «Кого можно встретить в зимнем лесу».
2. Коллаж «Животные зимой»
3. Лось.
Январь
1. Жили – были в нашем лесу косули.
2. Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
3. Чтение рассказа В. Зотова «Кабан».
Февраль
1. Мышки – норушки.
2. Лепка «Мышка – мышка длинный хвостик…»
3. Инсценирование р. н. сказки «Теремок».
Март
1. Животные весной.
2. Лисица.
3. Лепка. Лиса Патрикеевна.
4. Чтение р. н. сказки «Заюшкина избушка»
Апрель
1. Инсценирование р. н. сказки «Заюшкина избушка»
2. Всё о кротах.
3. Чтение сказки Г. Андерсена «Дюймовочка».
4. Рисование к сказке «Моё любимое животное».
Май
1. Что мы знаем о сусликах.
2. Вот такой барсук.
3. Альбом «Животные родного края».
4. Коллаж «В лесу».
5. Викторина «Всё о животных».