Наталья Прончатова
Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к условиям ДОУ в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к условиям ДОУ в первой младшей группе
Практически все мы, родители, рано или поздно сталкиваемся с ситуацией, когда наш кроха вынужден знакомиться с детсадом. В этот момент перед нами встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям. Подобные тревоги и сомнения абсолютно естественны, так как на несколько лет садик станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье нашего ребенка. Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить каждого из нас ещё до того момента, как двери ДОУ распахнутся перед малышом.
Публикация «Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к условиям ДОУ в первой младшей группе» размещена в разделах
Любые изменения условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку, происходящие при поступлении ребенка в ДОУ, у любого малыша вызывают стресс и напряжение. Именно поэтому, период адаптации каждого ребенка в детском саду всегда протекает по-разному. Но все-таки, как понять не только родителям, но и нам, педагогам, что же влияет на его успешность? Наблюдая за данным процессом, мы относим к числу важнейших факторов возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.
Адаптация – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы сглаживаются или исчезают полностью.
Нередко, мы, мамы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдаем малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками. Конечно, каждый ребёнок – индивидуальная личность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду и это 3 года. Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, тем самым, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. Именно в возрасте от 1 до 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери и поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.
Немаловажным фактором является и состояние здоровья ребенка на момент поступления в ДОУ. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.
Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ - это степень психологического развития малыша. Все дети обладают разной степенью психологического развития. В случае задержки умственного становления, мы, педагоги, рекомендуем применять особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников. Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками. Безусловно, данный фактор во многом зависит от нас, педагогов. Мы должны всеми методами способствовать этому процессу, при этом применяя различные способы и методики.
Особенности поведения детей в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них к моменту прихода в ДОУ. Основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения могут являться: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ; наличие у ребенка своеобразных привычек; неумение занять себя игрушкой; отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми. Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность. Маленькие дети непроизвольно перенимают негативные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их привыкание к новой обстановке, взаимоотношения с новыми людьми.
Таким образом, факторы адаптации можно условно разделить на две группы - объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка.
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность, следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации. Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации.