Людмила Воронова
Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.
В. И. Долгова и др. под интеллектуальной готовностью к обучению в школе понимают «развитое дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, т. е. способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец, логическое запоминание, наличие интереса к знаниям, процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов» [4].
Публикация «Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
О. О. Гонина отмечала, что интеллектуальная готовность означает «развитие мыслительных процессов — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных; соответствующее речевое развитие и познавательная активность [2, с. 206]. К школьному возрасту ребенок уже владеет некоторыми базовыми понятиями (например, знает названия растений, животных, может назвать сезонные явления и т. д., владеет сведениями о своей стране, о праздниках. При этом важно подчеркнуть, что интеллектуальная готовность формируется с опорой на уже сформированные у ребенка представления об окружающей среде.
Л. И. Божович подчеркивала, что важной составляющей готовности ребенка к обучению в школе является наличие познавательных интересов, общей любознательности, познавательной пытливости [5, с. 91].
На формирование интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению влияют внешние и внутренние факторы, взаимодействие которых можно представить в виде следующей схемы (рис 1.) :
Рис. 1. Взаимодействие внутренних и внешних факторов
При этом очень важно подчеркнуть, что все три внутренних фактора важны, и ребенок будет готов к школе только при тесном взаимодействии всех факторов.
К личностным характеристикам ребенка относятся особенности его развития в дошкольном возрасте (например, одаренные дети, дети с задержкой развития и т. д., возраст, пол ребенка.
Иногда кажется, что чем старше ребенок, тем выше его интеллектуальная готовность к школе, например, существует разница в интеллектуальном развитии между 6 и 7 летними детьми. Однако многие исследования показывают, что возраст не является объективным показателем, так как достаточно сложно отделить влияние других факторов (семья, воспитание и т. д.) [6, с. 85]. И невозможно установить четкую корреляцию между возрастом ребенка и его интеллектуальной готовностью к школьному обучению.
К группе личностных характеристик можно отнести сиблинговую позицию ребенка. Например, если ребенок является старшим в семье, он обладает совершенно другим опытом, чем младшие дети. Эти выводы вытекают из теории А. Адлера, который считал, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение для его развития [6, с. 86]. Еще в середине 70-х гг. американские психологи Зайонк и Маркус доказали, что уровень интеллектуального развития ребенка зависит от состава семьи, а особенно от порядка рождения и разницы в возрасте между детьми. В больших семьях дети меньше взаимодействуют с взрослыми, а значит, имеют меньше возможностей использовать взрослых как источник интеллектуального развития и формирования интеллектуальной готовности к школе [13].
Согласно исследованиям американских ученых, чем больше детей в семье, тем ниже средний уровень IQ (в целом). Также в среднем старший ребенок в семье обладает самым высоким IQ и, соответственно, уровень развития снижается у остальных детей в семье. Объясняется это тем, что старший ребенок изначально общается только с родителями, т. е. получает полезный и богатый опыт общения с взрослыми [10].
Исследования М. Фатима и В. Буллесера доказали, что существует статистически значимая связь между сиблинговой позицией и интеллектуальной готовностью ребенка к школе [11]. Хотя единого мнения по поводу влияния порядка рождения, а также количества братьев и сестер на интеллектуальную готовность к школе не существует.
Характеристики семьи, такие как образование, профессии родителей, стиль воспитания, присутствие других членов семьи (родственников, дедушек/бабушек и т. д.) значительно влияют на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению, так как именно родители влияют на детей, направляют и воспитывают их. Семья – это первичный агент социализации. Именно во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, другими родственниками формируют ценности, убеждения, поведение ребенка, которые влияют на его психологическую готовность к обучению вообще и к школьному обучению в частности.
Согласно исследованиям Баумринда и Барбера, стиль воспитания определяет благополучие ребенка и его личностные особенности, в том числе влияет на готовность к школьному обучению [8]. Родительская отзывчивость, родительская требовательность являются важнейшими составляющими родительского воспитания. Воспитание во всех обществах включает в себя обеспечение выживания ребенка, подготовки ребенка к экономической самодостаточности и поощрения ребенка максимизировать другие культурные ценности, такие как мораль, религия и другие ценности.
В классификации Д. Баумринд выделяются три стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный, авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания [9].
Элеонор Маккоби и Джон Мартин предложили включить в эту классификацию четвертый стиль воспитания. При этом стили располагаются не линейно, а располагаются на двух осях: требования и чувствительность. Первый параметр – это степень ожидания от ребенка зрелого и ответственного поведения. Второй параметр – степень соответствия родителей нуждам ребенка [3, с. 78]
Следовательно, типология стилей родительского воспитания включает четыре типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
В целом дети, воспитанные в авторитетном стиле, т. е. в теплой эмоциональной обстановке, но с высоким уровнем контроля, вырастают высоко компетентными и хорошо приспособленными к жизни в обществе. Это объясняется тем, что родители, исповедующие такой стиль воспитания, стараются рационально объяснять свои требования к ребенку.
Исследования также указывают на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений на различные темы.
Авторитарный стиль воспитания приводит к формированию у ребенка пассивной личностной позиции, конформизма. Ребенок приучается только подчиняться, утрачивает творческое начало, ему не хватает инициативы и самостоятельности. Поскольку интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие познавательного интереса, любознательности, желание узнавать новое, то можно предположить, что авторитарный стиль воспитания скорее мешает формированию интеллектуальной готовности к школе. Хотя для получения однозначных выводов необходимы дополнительные исследования.
Наконец, низкая вовлеченность родителей в воспитание, эмоциональная холодность, низкий уровень контроля характеризуют индифферентный стиль воспитания. В этом случае родители игнорируют интересы ребенка, дистанцируются по отношению к нему. Очевидно, что такой стиль не способствует формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе, поскольку при таком стиле родители практически не участвуют в этом процессе.
Конечно, в реальности стили воспитания переплетаются и вряд часто встречаются в чистом виде. К тому же границы между стилями довольно прозрачные. Как отмечает К. Гонсалес, если родители не бьют ребенка палкой, то им легко убедить себя в том, что они не авторитарны [3, с. 102]. Здесь также необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, как те или иные стили воспитания на интеллектуальную готовность ребенка к школе.
Важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению имеет обстановка в семье. При наличии постоянных конфликтов, напряженности в отношениях между супругами, ссор негативно влияет на психологическую готовность ребенка к школе. Подобная нездоровая обстановка приводит к снижению работоспособности ребенка, к задержкам речевого, умственного и моторного развития. Такой ребенок рассеян, не способен сосредоточиться на заданной деятельности, не всегда понимают требования, которые к ним предъявляют. Очевидно, что нездоровая обстановка в семье негативно сказывается на интеллектуальной готовности ребенка.
Еще одной характеристикой семьи, влияющей на готовность ребенка к школьному обучению, является ее благополучие / неблагополучие.
Под неблагополучной обычно понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Несмотря на то, что выделяют разные формы неблагополучия, даются разные определения неблагополучной семьи, важно понимать, что неблагополучие связано, прежде всего, с отношением к ребенку. Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека. Именно поэтому ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, зачастую не готов к школьному обучению.
Наконец, третья группа факторов – характеристика образовательных организаций или готовность ОО. Готовность образовательного учреждения рассматривается с точки зрения создания условий для плавного перехода ребенка из дошкольной образовательной организации в школу.
Мировой опыт показывает, что развитие детей до начальной школы имеет разные формы и отличается в разных странах [12]. Кроме того, в тех странах, где существует дошкольное образование, его философия, методы и технологии могут сильно отличаться от обучения в начальной школе. Игровая форма деятельности сменяется учебной, что может вызвать трудности у ребенка. Чем сильнее эти отличия, тем сложнее ребенку и его родителям подготовиться к школьному обучению. Поэтому обеспечение плавного перехода ребенка из системы дошкольного образования в начальную школу является одним из приоритетов дошкольного образования в мире.
Несомненно, что огромная роль в формировании готовности ребенка (в том числе и интеллектуальной готовности) к школьному обучению принадлежит родителям. Однако не все родители в состоянии обеспечить подготовку своего ребенка к школе.
Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, так как родители «домашних» детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный
процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
Современные психологи считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет [1, с. 7]. Такое положение выдвигает высокие требования к формированию интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Стригунова А. Г. совершенно справедливо отмечает, что «в школе успешно обучаются в основном те дети, которые в детском саду не только получили определенных знаний, научились читать, считать, но и привыкли к самостоятельной умственной деятельности» [7]. Поэтому детский сад, готовя ребенка к школе, развивая его интеллектуальные способности, должен не просто обогащать ребенка знаниями об окружающем мире, но учить его активно мыслить, наблюдать, сравнивать, сопоставлять факты, искать причины явлений и т. д. [7]
Естественно, что сам ребенок, его семья и система дошкольного образования находятся в определенной среде, имеющей свои экономические, социальные, культурные характеристики, которые также влияют (косвенно) на готовность ребенка к школьному обучению. Государственная политика в области образования также является важнейшим фактором внешней среды.
Сложная экономическая ситуация, отсутствие социальной поддержки вынуждают родителей тратить больше времени на материальное обеспечение и уделять меньше внимания интеллектуальному развитию своего ребенка. То же самое относится и к системе дошкольного образования, которая при слабом финансировании оказывается не в состоянии мотивировать воспитателей, приглашать лучших воспитателей для качественной подготовки ребенка к школе, чтобы переход в начальную школу проходил успешно и безболезненно.
Литература:
1. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста : для психологов-консультантов. — М. : МГУ, 1989. — 96 с.
2. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2015. - 272 с.
3. Гонсалес К. Растем вместе. С младенчества до подросткового возраста с любовью и уважением. М. : Ресурс, 2016. – 208 с.
4. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60. – URL : https://e-koncept.ru/2015/95518.htm.
5. Ефремова, О. И. Психология развития : учебное пособие для студентов педагогических институтов / О. И. Ефремова, Л. И. Кобышева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 194 с.
6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. : Владос, 2007. 240 с.
7. Стригунова А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293. — URL https://moluch.ru/archive/114/29843/ ( дата обращения: 14.08.2018).
8. Barber, B. K. (2002). Reintroducing parental psychological control. In : Intrusive parenting : How psychological control affects children and adolescents. Barber, Brian K.; Washington, DC, US : American Psychological Association, 3-13.
9. Baumrind, D. (1991). Effective parenting during the early adolescent transition. In : Family transitions. Cowan, Philip A.; Hetherington, Eileen Mavis; Hillsdale, NJ, England : Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 111-163.
10. Bee H. The developing child, 2010
11. Fatima MA., Bullecer V. Predictors of Social and Intellectual Readiness Among Preschoolers in Selected Schools in Dasmari as, Cavite https://www.sanbeda-alabang.edu.ph/bede/images/researchpublication/UGONG/86148358-Ugong-Vol4-1-60.pdf ( дата обращения: 15.08.2018)
12. United Nations Children’s Fund, Inequities in Early Childhood Development : What the data say, UNICEF, New York, 2012.
13. Zajonc, Robert & Markus, Gregory. (1975). Birth Order and Intellectual Development. Psychological Review. 82. 74-88. 10.1037/h0076229.