Елена Ярошик
Естествознание. Проведение опытов с почвой и землёй
▼ Скачать + Заказать документы
йымдастырылан оку рекетіні технологиялы картасы
Технологическая карта ОУД в классе предшкольной подготовки
Трбиеші/ Воспитатель: Е. В. Ярошик
Білім беру саласы/ Образовательная область: Познание
Блімдері / Раздел: Естествознание
Таырыбы / Тема: Проведение опытов с почвой и землёй
Масаты/ Цель: 1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы : обсудить последствие этого.
Публикация «Естествознание, Проведение опытов с почвой и землёй» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Почва. Исследуем почву
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Предварительная работа:
Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке. Работа на огороде, цветнике (вскопка грядок, прополка, полив); в уголке природы (рыхление, полив). Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.
Материал:
Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка). Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги. Банки с образцами почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной). Листья из картона. Эмблемы с изображением червей. Стаканчики с землей. Обручи. Медали для награждения.
Билингвалды компонент/ Билингвальный компонент: почва, червь (топыра, рт).
Іс рекет кезендері Этапы
деятельности Трбиешіні рекеттері
Действия воспитателя Балаларды рекеттері
Действия детей
Себентік рекетті ояту
Мотивационно-
побудительный Рассматривание почвы на листках бумаги. Беседа о её составе, свойствах.
Вопросы: Что это?
Как назвать землю другим словом?
Какая почва?
Что вы видите в почве?
Как вы думаете, как это все попало в землю?
Кто живет в земле, в подземном царстве?
Чем они дышат?
Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух?
Как можно увидеть воздух в воде?
Земля
Почва
Черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая
Корешки, сухие останки растений, насекомых
Растения засыхают и опадают на землю, насекомые прячутся в земле
Черви, кроты, жуки, личинки
Воздухом
йымдастырылан
Ізденіс
Организационно -поисковый
Опыт №1 «В почве есть воздух»
Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы
Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух?
Почему на поверхности воды появились пузырьки?
Что это означает?
Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?
Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке.
Вопросы: Что с ним произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился?
Почему?
Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит»
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?
Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?
Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам.
Почему?
Опыт №3 «Загрязнение почвы»
Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).
Сравнить, чем отличается вода?
Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?
Воспитатель проделывает опыт : в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.
Вопросы: Что изменилось в первой банке?
Во второй?
Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву?
О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто.
Что мы с вами можем сделать для этого?
Дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.
Вода вытесняет воздух
В почве есть воздух
Потому что в почве есть воздух и влага
Дети рассматривают комочки земли
Сжимают комочки
Стал меньше
так как «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел» : для него не осталось места
На участках, которые люди не посещают
Под давлением воздух уходит и насекомым нечем будет дышать.
Они могут погибнуть
По дорожкам
Потому что в земле должен оставаться воздух для подземных жителей
В одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину
В первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку
Во второй почва загрязнилась : появились пузыри
Влажную и чистую
Они бы болели и могут даже погибнуть
Что они грязнули и не думают о других
Не загрязнять почву
Не загрязнять природу, не бросать мусор, не выливать грязные отходы в почву
Рефлекстік- тзетуші
Рефлексивно - корригирующий 3 часть. Подвижная игра «Осень»
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк», и «дерево».
У одной стены на полу – на одной линии, на определенном расстоянии друг от друга кладутся два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей.
У противоположной стены создаются два круга для детей, играющих роли «деревьев». Дети – деревья также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья.
«Червяк» из каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего «дерева».
По команде воспитателя «Осень», - дети «деревья» бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку». Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. «Дерево», получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему «дереву» стакан с почвой. Как только «дерево» получит последний стакан с землей, оно «вырастает» - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветви» вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.
По окончании игры вручаются медали победившей команде.
Подводится итог наблюдений и опытов :
Зачем мы сегодня наблюдали?
Что увидели?
Все ребята были внимательными, зоркими наблюдателями, поэтому много увидели интересного о земле.
За почвой, землёй
Что в земле есть воздух и при сжимании он «уходит»
Ктілетін нтиже / Ожидаемый результат:
олданады/ Воспроизводят: знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Опыты и умозаключения на основе практической деятельности, выражают их в своей речи.
Тсінеді/ Понимают: взаимозависимость почвы и растений, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы
абылдайды/ Применяют: знания, полученные в результате наблюдений на прогулке, в огороде, цветнике, в уголке природы.