Екатерина Лобань
Естественно-научная грамотность с использованием сторителлинга, майндкарт, кейс-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.
Публикация «Естественно-научная грамотность с использованием сторителлинга, майндкарт, кейс-технологий» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью естественнонаучных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
С ее помощью дети учатся не только получать естественнонаучные знания, но и приобретают:
1) способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний;
2) способность применять методы естественнонаучного исследования;
3) способность интерпретировать данные и использовать их для выводов. Исходя из этого, мы стали искать совокупность форм, методов и технологий, которые смогли бы сформировать естественнонаучную грамотность у дошкольников. В работе с нашей группой мы использовали такие технологи как:
-Майндкарт (интеллектуальные карты);
-Сторителлинг;
-Кейс-технологии.
Теперь подробней рассмотрим все три технологии.
Майндкарт – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Целью создания карт могут быть самые разнообразные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. Для составления карты обычно используются цветные карандаши, фломастеры, картинки, наклейки.
Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.
Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.
Метод интеллект карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект карт формируют такие универсальные логические действия, как:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Теперь могу сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.
Сторителлинг
"Что же такое Сторителлинг?" - это рассказывание историй.
В педагогическом сторителленге выделяют несколько видов:
Сторителлинг на основе повествования: в этом виде вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: это очень хороший способ решения проблем с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Сторителлинг на основе сценария: здесь ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает.
Я считаю, что это отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Что развивает у детей сторителлинг? Сочинение историй способствует обогащению активного словаря, развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей дошкольников. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии. А дошколятам нравится - они не боятся сказать что-то не так.
Сторителлинг раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!
Кейс-технологии- это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
К кейс-технологиям относятся: метод ситуативного анализа; метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка.
В процессе освоения кейс-технологий дети:
-учатся получать необходимую информацию в общении;
-умение соотносить свои устремления с интересами других;
-учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
-учатся отстаивать свою точку зрения;
-умение принимать помощь.
И все таки, что такое естественно-научная грамотность дошкольников?
Это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование, исследовательскую и проектную деятельность.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу самообразования и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования и познания окружающего мира. В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- выдвигать гипотезы;
- ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки, связи;
- строить сложные предложения;
- отбирать материал для самостоятельной деятельности;
- делать выводы.
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Цель моей работы при формировании основ естественно-научной грамотности дошкольников - развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
В заключении хотелось бы сказать, в любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно- исследовательской деятельности переносится в дальнейшем во все виды деятельности и повышает познавательную активность детей, а также помогает успешно развивать естественно-научную функциональную грамотность в школьные годы.