Фатима Дышекова
Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель родителей и ДОУ. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок-это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию. Именно потому одной из самых актуальных проблем семьи и ДОУ является их сотрудничество и взаимодействие в воспитании и образовательной деятельности дошкольников.
Публикация «Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка» размещена в разделах
Личность человека определяется набором качеств, чувств, мыслей, взглядов, эмоций и убеждений. Если родители придают факторам, ответственным за формирование личности своих детей, должное значение, то будущий взрослый человек неизбежно будет обладать всесторонне развитой индивидуальностью. А задача ДОУ воспитать всесторонне развитую гармоничную личность ребёнка. Из всех факторов, ответственных за развитие личности, самым важным является влияние родителей. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребёнка. Порой родители не замечают, что их ребёнок копирует их самих, и это нужно взять, как основу воспитательного процесса.
Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым для широкого участия родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
Активное включение родителей в микросоциум детского сада является большой ценностью, которая проявляется в сплочении семейных связей, приобретении нового социального опыта детей, стимулирование их творческой активности. Всё это станет результатом реализации целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников. Воспитание гармонично развитой личности ребёнка в единстве семьи и ДОУ, вот, что является целью моей работы.
Для решения поставленной цели нами решаются следующие задачи:
-Воспитать всесторонне развитую личность ребенка в единстве семьи и ДОУ.
- Изучить формы воспитания в семье.
- Повысить педагогические знания родителей.
-Заинтересовать воспитателей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.
- координировать усилия семьи и ДОУ.
Для реализации поставленных задач мы устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединяем усилии семьи и детского сада для развития и воспитания детей, создаем атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательной взаимоподдержки родителей воспитанников и педагогов детского сада, активизируем и обогащаем умения родителей по воспитанию детей, поддерживаем уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В своей педагогической деятельности проявляю открытость, искренность, проницательность, стараюсь располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей.
Гармоничное воспитание личности ребенка, его психическое и интеллектуальное развитие зависят от взаимопонимания, взаимоуважения и совместных усилии родителей ребенка и детского сада. Взаимодействие семьи и ДОУ состоит в создании благоприятных условии для развития и роста личности ребенка. Работая с родителями в совместных проектах «Земля-наш дом», «Добро и зло», «Осторожно-автомобиль!» и реализуя их мы создаем основу для гармоничного развития личности ребенка-это развитие любознательности, самостоятельность, познавательная активность и творческий потенциал ребенка. Так же в ходе проектной деятельности у родителей повышается интерес к проектной деятельности как к средству воспитания.
-Родительские собрания в нетрадиционной форме, в виде круглых столов, посиделок с чаепитием которые располагают к дружелюбному общению и взаимодействию, в форме викторины «Вопрос-ответ», показываем различные мастер-классы и открытые занятия. Вместе с детьми мы демонстрируем родителям, то чему мы учили и чему научились. На таких собраниях чувствуется атмосфера доброжелательности, возникает стремление к общению и взаимодействию. При показе мастер класса родители замечают даже незначительные успехи ребенка, видят, как он стремится чему-то научиться, проявляет старательность и самостоятельность. В такие моменты слышишь слова поддержки, гордости и любви к своему чаду от родителей. Ребенок горд тем, что родитель рядом, смотрит, поддерживает и участвует в его общественной жизни. В детях это развивает гуманные чувства, такие как доброта, сочувствие, забота и уважение к родителям.
За круглым столом мы проводим консультации по различным темам воспитания, игры познавательного характера, даем советы по педагогическому воспитанию. Также проводим индивидуальные беседы, где обговариваем трудности ребенка и пути их решения, радуемся успехам и достижениям ребенка. Это позволяет нам педагогам и родителям стать ближе друг к другу и более компетентными в вопросах воспитания гармонически развитой личности ребенка.
«День открытых дверей» - это праздник для детей, на который они приглашают по пригласительным билетам своих родителей. Этот день для детей особенный, они имеют возможность показать все то, чем они занимаются в детском саду, а родители на один день возвращаются в свое детство, но только со своим ребенком. Воспитатели, родители и дети в дни «открытых» дверей становятся в одно целое, мы вместе занимаемся, обедаем, играем в разные познавательные и подвижные игры, вместе ходим на прогулки. Через эти воспитательные мероприятия у детей формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, они учатся формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, появляется эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, в свои силы, заинтересованность. Такие мероприятия сближают, повышают уровень родительской компетентности, дают возможность гармонизоваться родительско - детским отношениям, расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми, увидеть успехи своих детей и оценивать объективно работу педагога в воспитании и обучении детей - а это залог гармоничного развития личности, воспитания характера и интеллектуального развития ребенка.
У нас стало традицией отмечать «День матери» не в виде утренника, а в виде огонька. Где дети и их родители сидят за красиво оформленными столами, в спокойной не принуждённой обстановке общаются со своими родителями. Это дает детям возможность показать родителям то, что они ещё такие маленькие, но уже сформированные личности, которые несут ответственность за свои действия. Такая форма общения педагога с родителями и их детьми позволяет воспитателю понять атмосферу и увидеть семейные ценности этой семьи, помогает выбрать нужную форму или метод в воспитании совместно с родителем гармонично развитого ребёнка.
Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности. Для этого я пользуюсь нетрадиционной формой общения с семьей как «Почта доверия». «Почта доверия» дает возможность родителям задать интересующие их вопросы, высказать сомнения по воспитанию, обращаться за помощью к воспитателю и к специалистам, написать пожелания и благодарности. Прочитав и проанализировав все письма и записки, мы выявляем несовпадения взаимных ожиданий, недоверии и непонимании между семьей и педагогами, разрабатываем оптимальные формы взаимодействия и сотрудничества между семьей и педагогами для воспитания гармонично развитой личности ребенка.
В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Ведь не секрет, что ни один воспитатель не сравнится с родителями в воспитании детей, только из-за того, что в первую очередь ребенок получает значительное воспитательное воздействие именно в семье, получает первичную социализацию. У нас же в детском саду ребенок учится общению со сверстниками, сотрудничеству с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. С помощью воспитателя ребенок развивается творчески. Мы педагоги дошкольного учреждения и родители единомышленники, дополняем друг друга в воспитании гармонично развитой личности ребенка.