Сергей Думановский
Джаз в духовом оркестре в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Джаз в духовом оркестре
в образовательной школе
Джаз – вид музыкального искусства XX века, объединяющий черты импровизационности в ансамблевом, диалогически-состязательном музицировании и черты индивидуального композиторского начала. Сложился как особый пласт американской культуры на юге США к началу XX века в результате исторического слияния различных форм музыкального фольклора «чёрных» (восходящего к древним западноафриканским традициям) с популярно-бытовой, песенно-танцевальной музыкой «белых». Прошё л ряд этапов развития: традиционный джаз (новоамериканский и чикагский диксиленд – стиль) 1900 – 1920х гг. ; свинг – 1930х гг. ; бибоп, кул-джаз и рд. 1940 - 1950х гг. ; фрид-джаз 1960х гг. ; джаз-рок 1970х гг. Джаз сформировался во взаимодействии с блюзом, обладает собственными типами ансамблей и оркестров – ждаз-бендами и специфическими формами социального функционирования (импровизационные концерты – джем-сейшн). Исполнение джаза требует наличие чувства свинга. С 1920-х гг. началось распространение джаза в странах Европы затем Азии. Взаимодействуя с другими видами музыки, джаз породил гибридные формы (соимфоджаз в оркестре П. Уайтмена, оказал влияние на композиторскую музыку XX века. В историю джаза вошли имена Л. Армстронга, Дж. Гиллеспи, Д. Эллингтона и др.
Публикация «Джаз в духовом оркестре в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Оркестр для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В моём оркестре на ряду, с изучаемыми жанрами, я попытался создать джаз-бенд, понятие которого упоминалось выше. Конечно учеников это точно заинтересовало. Понимая сложность стиля – «диксиленд», ребята не отступили от трудностей. Характер сложностей этого стиля заключается в ритмических рисунках, в динамических оттенках, в аккордовой фактуре, в необычности мелодий и в других тонких, не простых элементах.
Решая проблему в ритмическом рисунке, ученику довольно сложно с марша или вальса перейти в диксиленд, а точнее в свинг.
Свинг – это выразительное средство в джазе, тип ритмической пульсации, основанный на постоянных отклонениях (опережающих или опаздывающих) от опорных метрических долей. Создаёт эффект неустойчивости в равновесии.
Ученик, изучивший ранее некоторые длительности нот, знакомится с ритмическим рисунком как «синкопа». Синкопа – это смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую. В нотной записи – это примерно чередование четвертной и восьмой длительностей. Ученики, как и обычный простой человек, привыкли всегда выделять сильную долю, что в марше (1 и 2 и) 1 – сильная доля, что в вальсе (1 и 2 и 3 и) 1 – сильная доля. Это хорошо заметно когда идущий человек напевает себе музыку или песню.
Одна из сложностей – динамические оттенки и музыкальные штрихи. Динамические оттенки при игре на духовых инструментах тесно связаны с исполнительским дыханием. Ученик, уже получивший не большой опыт в исполнительском дыхании, играя в духовом оркестре, прекрасно понимает, что такое громко, тихо, не очень громко, не очень тихо, и как это делать на музыкальном инструменте. Ему остаётся только научиться, как можно быстрее менять динамические оттенки. Мы и для этого используем некоторые упражнения в гаммах. При игре гамм в умеренном темпе ученик исполняет громкий звук, следующий тихий звук и так далее. Ещё одно упражнение – «филирование» звука. Смысл этого упражнения – заставить резче работать пресс и диафрагму на непрерывном выдохе исполняя один звук.
Следующая сложность диксиленда – это музыкальная фактура и гармония. Любой человек быстро услышит нормальную последовательность аккордов и созвучие звуков, когда аккорды звучат устойчиво и ложатся на слух. Джазу присуще малоустойчивые аккорды (вводные и отклонённые от тоники). Во время занятий в духовом оркестре ребята тренируют музыкальный слух. Ученик с не развитым музыкальным слухом очень часто сбивается с ритма и делает ошибки в нотах, с развитым слухом, посредством занятий, справляется с ошибками и задачами в мелодиях.
Как упоминал выше, есть сложность в музыкальных штрихах. Каждый музыкант не просто играет на инструменте, а он говорит какую либо речь, выразительность которой зависит от музыкальных штрихов. Если человек при общении «картавит», так же и музыкант при игре на инструменте может «картавить», то есть играть нечётко и невыразительно. В джазе музыкальные штрихи довольно сложные. У профессионального музыканта штрихи обязательно имеют названия – это портато, групето, сфорцандо и т. д. В моём оркестре более проще и доступней для ребёнка – это мягкий, жёсткий, твёрдый и т. д.
Все эти сложности преодолеваются через упражнения и гаммы и, конечно же, разъяснения.
Как вы поняли, в диксиленде играют ученики более способные, практичные и артистичные.
Мы с помощью этой методики изучили несколько произведений в джазовой обработке; «Неудачное свидание» Сфацмана, «Love You» из мюзикла, «Миссия не выполнима» из кинофильма, и другие различные пьесы. Наш «Диксиленд» участвовал в кустовом конкурсе «Восходящая звезда», где присвоили высокое место. После дебюта, так же участвовали в районном (Чертковский р-он, в городском (г. Батайск) и в областном (Ростовская обл. г. Ростов-на-Дону, г. Каменск, г. Миллерово) конкурсах, где также «Диксиленд» был положительно отмечен комиссией.
Ребятам очень нравится участвовать в джаз-бенде, хоть и сложно. Я считаю, если есть желание, значит будет и результат.