Елена Фоменко
Играем в оркестре по слуху
▼ Скачать + Заказать документы
В результате многолетнего экспериментального исследования, являющегося основой раздела программы «Гармония2- «Игра на детских музыкальных инструментах»,- автором была доказана возможность и необходимость обучения детей в детском саду игре на детских музыкальных инструментах по слуху. Игра по слуху - эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и системы музыкальности в целом, единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестре. Основными условиями подбора мелодии по слуху являются : предварительное накопление детьми необходимых музыкально – слуховых представлений; индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном инструменте, а затем перенос приобретенных способов действий на другие инструменты.
Публикация «Играем в оркестре по слуху» размещена в разделах
Формирование деятельности подбора мелодии по слуху состоит из двух этапов: подготовительного и основного.
На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально – слуховых представлений. Лучше всего использовать песенный характер, который разучивается с детьми на занятиях.
Приемы работы над песней разнообразны:
- пение сложных мелодических оборотов и проигрывание на инструментах;
-индивидуальное пропевание мелодии ребенком в удобной для него тональности с последующей корректировкой точности мелодической линии и. т. п.
Этап подбора мелодии по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно – тембровую, ритмическую и мелодическую.
Ориентировочно – тембровая ступень
Формируя у детей предпосылки к подбору мелодий, важно помочь им на этой ступени услышать и воспроизвести звуки, связанные с различными жизненными явлениями.
Первая ступень требует примерно 15-20 занятий. Многое зависит от степени интереса детей, индивидуальных показателей музыкальности. Материал следует усложнять постепенно. Если на первых порах ребенок играет любые звуки, изображая остаточно простой образ, то в дальнейшем вводятся более сложные задания: воспроизведение высоких и низких звуков, изображающих мяуканье кошки и лай собаки, воспроизведение определенного ритмического рисунка («Бойкие воробышки»). Ещё более сложное задание – подобрать нисходящую терцовую интонацию (муз. Е. Тиличеевой «Спи мой Мишка»). Это опережающее обучение сопровождается переходом на более высокую ступень – мелодическую.
На ориентировочно- тембровой ступени можно использовать следующие методические приемы: - Повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний – «игра с рук», сначала с открытой клавиатурой, а затем – с закрытой;
- «Музыкальное Эхо» - нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом;
- Игровые приемы, в частности музыкально – дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Пение птиц», «Музыкальный зоопарк» и др.
Ритмическая ступень
Ритмическая ступень включает: «игровое четырехручие», песенки – ритмы, ансамбли ударных инструментов.
«Игровое четырехручие» - это совместная игра ребенка и взрослого на инструменте. Такая игра очень нравится детям; им кажется, будто они сами исполняют эту музыку. Играя основной или квинтовый тон, ребенок вслушивается в общее звучание партии педагога и стремится исполнить свою партию в ансамбле с ним.
Песенки – ритмы. Первоначально детям следует предложить ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей четвертых или восьмых в двух – четырехдольном размере. Следующее задание предусматривает воспроизведение более сложных ритмических структур: ритма суммирования, дробления и. т. д. Затем появляются задания на воспроизведение различных ритмических структур в конкретных музыкальных произведениях, построенных на одном звуке, например: «Андрей-воробей», «Дон-дон».
Ударный оркестр является способом активного включения всех детей в музыкальную деятельность, так как здесь реализуются музыкальные и исполнительские возможности.
Методика работы над музыкальным произведением, исполняемым ударным оркестром :
- Знакомство с пьесой, анализ её особенностей;
- Разучивание пьесы сначала по частям, а потом её целостное исполнение и вновь уточнение ритмического рисунка той или иной партии.
Мелодическая ступень
На мелодической ступени дети последовательно овладевают образцами - интонациями на основе эталонных мелодических построений в процессе игры на детских музыкальных инструментах на слуховой основе.
В качестве эталонных мелодических построений предлагается нисходящая терция («зов кукушки», колыбельная песня, интонация чистой кварты, передающая волевое целеустремленное движение, мажорный тетраккорд, пентаккорд, гамма.
После освоения той или иной интонации ребенку предлагается подобрать её от разных нот на фортепиано, а затем на других детских музыкальных инструментах. Хорошо использовать на данном этапе совместную игру музыкального руководителя и ребенка на одном музыкальном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок более легкие эталонные мелодические построения. Затем партия ребенка усложняется, становится все более самостоятельной.
Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух, формирует чувство лада, ритма, ансамбля.