Татьяна Тарасова
Конспект игрового занятия по музыке для детей подготовительной группы «Учимся играть в оркестре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию;
Задачи:
• Создание предпосылок для развития творческого мышления;
• Развитие эмоциональной сферы детей, поощрение проявлений творческой фантазии;
• Развитие слухового, ритмического и интонационного внимания;
• Развитие восприятия на слух различных инструментов симфонического оркестра
Публикация «Конспект игрового занятия по музыке для детей подготовительной группы „Учимся играть в оркестре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Оркестр для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее. Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Это чудо-дерево не только выглядит эстетично но и служит удобному снятию инструментов с дерева детьми.
Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов.
Диатонические инструменты:
Шумовые инструменты:
Отдельно инструменты для яслей:
В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха : звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
Формирование творческих способностей осуществляется через творческие задания, игры: музыкальная загадка «Узнай какой инструмент звучит», игра «Ритмический салат», игра «Вперед по цветным партитурам!», игра «Симфонический оркестр» и коллективное музицирование.
Музыкальная загадка «Узнай какой инструмент звучит»
Программное содержание: Учить детей различать тембр разных музыкальных инструментов, запоминать элементарную ритмическую цепочку.
Музыкальные инструменты : треугольник, тамбурин, кастаньеты, бубенцы, ложки, барабан, дудочка (все инструменты в двойном количестве)
Ход игры:
Дети сидят за столами, перед каждым лежит один из инструментов. Те же парные инструменты, что и у детей загорожены ширмой. Звучит треугольник с определенным ритмом – ребенок, перед которым лежит треугольник должен так же ответить, затем звучит тамбурин, кастаньеты и т. д. Тот кто лучше всех справился с заданием – вместе с руководителем играет на своем инструменте перед всеми более сложный ритм!
Игра «Ритмический салат»
Программное содержание: Учить детей чередованию долгих и коротких звуков в определенном ритме.
Игровые пособия : карточки с набором фруктов и овощей (5 маленьких, 5 больших в каждом наборе)
Музыкальные инструменты : дудочка
Ход игры:
Дети сидят на ковре, перед каждым набор овоща или фрукта. Музыкальный руководитель с помощью дудочки проигрывает несложный ритм. Ребенок выкладывает этот ритм с помощью игрового пособия (у арбуза например короткие звуки это маленькие арбузики, а долгие звуки большие арбузы, должна получиться небольшая ритмическая строчка. Лучший выкладывает свой ритм и проигрывает его на дудочке.
Игра на детских музыкальных инструментах пробуждает фантазию, воображение, интерес к их звучанию, раскрывает внутренние ресурсы детей, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность.
Выполнение комплекса заданий на разных музыкальных и ударных инструментах помогает перейти от воображения к совместному творчеству.
Игра на металлофоне «Вперед по цветным партитурам!»
Наиболее эффективным методом обучения игре детей дошкольного возраста на металлофоне считаю игру по цветным партитурам. Знакомство и обучение игре по цветным партитурам осуществляется посредством образовательной деятельности в индивидуальной форме. На металлофоне наклеены цветные кружочки, обозначающие цвет нот. Такие же цвета повторяются на музыкальном стенде «Звукоряд». Перед детьми цветные партитуры, где изображены соответствующие цветные кружочки в том порядке, в котором будет исполняться музыкальное произведение на металлофоне. Сначала ребенок с помощью музыкального руководителя простукивает пальцем по партитуре. На следующем этапе играет с помощью педагога на металлофоне, постепенно запоминая цвет и ритм.
Без знакомства с инструментами симфонического оркестра нельзя дать полное представление детям о музыке, этому способствует игра в симфонический оркестр, она в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Также игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.
Игра «Симфонический оркестр»
Варианты игры:
1. «Музыкальная викторина» Музыкальный руководитель включает аудиозаписи в исполнении разных инструментов. Дети должны показать карточку с правильно угаданным звучанием того или иного инструмента.
2. Музыкальный руководитель читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
3. Музыкальный руководитель показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно, берет карточку себе.
4. Музыкальный руководитель показывает инструмент, дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
5. Музыкальный руководитель называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями, руками, показами.
«Коллективное музицирование»
На примере сложных музыкальных произведений, прошли путь от пассивного слушателя к активному участию в коллективном музицировании, выстроив следующий алгоритм:
• Прослушивание музыкального произведения;
• Определение характера, исполнения (симфонический оркестр) ;
• Знакомство с цветными партитурами, показ педагога;
• Исполнение на металлофоне без сопровождения;
• Обогащение оркестра дополнительными инструментами;
• Ксилофоны, треугольник, колокольчики;
• Коллективное исполнение.
Этому помогают музыкальные труды по работе с оркестром создателей программы "Ладушки"
Проведенная работа над подготовкой к коллективному исполнению музыкального произведения показала, что дети приобщаются к публичным выступлениям, а именно; увереннее чувствуют себя перед зрительской аудиторией, эмоционально выражают настроение и характер музыки. Коллективное музицирование воспитывает сосредоточенность, упорство в достижении поставленной цели.
Улучшению работы помогают небольшие мастер-классы с воспитателями.
Предварительно с воспитателями разучиваются музыкально-дидактические игры
Так же прекрасное прослушивание музыкальных вечеров в музыкальной школе, знакомство с настоящими музыкальными инструментами.
и маленькими музыкантами.
Все это оказывают огромное музыкально-эстетическое воспитание на дошкольников.
Мой музыкально-педагогический опыт основывается на том, что инструментальное музицирование имеет свое место и достоинство в системе дошкольного образования; оно сопровождает образовательную деятельность,способствуя развитию чувства ритма, слухового внимания, памяти, эмоциональной сферы, в театральной деятельности; является средством выразительности персонажей на утренниках и развлечениях; выделяется особой яркостью среди других музыкальных номеров, а также помогает преодолевать нерешительность, неуверенность, воспитывает волю.
Музыкальный инструмент для ребенка – символ музыки,
тот, кто играет на нем- почти волшебник