Светлана Залуцкая
Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох» (практическое использование дыхательной гимнастики)
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вниманию консультацию для родителей и воспитателей.
Дети- дошкольники очень подвержены простудам. Боль в горле, заложенный нос, симптомы ОРЗ не дают ребёнку хорошо выспаться. Он вялый, сил бороться с болезнью у организма нет, иммунитет ослаблен, и лёгкая простуда оборачивается серьёзными осложнениями.
Помочь детям может несложная дыхательная гимнастика. Известно, что неправильное дыхание может стать причиной многих болезней человека. В теле человека нет буквально ни одной клеточки, которая бы не страдала от нарушения дыхания. Много ли внимания мы уделяем дыханию? Правильно ли дышим? Знаем ли мы, как влияет на работу тех или иных органов специальное лечебное дыхание?
Публикация «Дыхательная гимнастика „Вдох-выдох“ (практическое использование дыхательной гимнастики)» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Если человек заболел, идём к врачу. Да, мы получим лечение в виде процедур, лекарств, но дышать должен сам человек! Лечебное дыхание, как и любая терапевтическая методика или любое лекарство, должно применяться грамотно и индивидуально, поэтому различные экзотические системы дыхания без контроля специалистов могут принести вред. Но есть дыхательные упражнения, которые в любых случаях не приносят вреда и будут всегда полезны.
В спокойном состоянии мы дышим, используя только 10 процентов мощности дыхательной системы. Вспомним один из основных законов физиологии: «Любой бездействующий орган постепенно атрофируется» Если человек большую часть времени сидит, согнувшись над столом, он систематически использует не более 10 процентов альвеол лёгких. Лёгкие не вентилируются. С годами часть альвеол отмирает, замещаясь соединительной тканью, а жизненная ёмкость лёгких уменьшается. Не испытывая систематических нагрузок, лёгкие теряют способность сопротивляться инфекциям. Возникают различные заболевания. Но даже, к счастью, не страдая от болезней, постепенно здоровье ухудшается. Организм испытывает хроническую недостачу кислорода, недоокисленные углеводы превращаются в жиры и холестерин. Мозг, недополучая кислород, хуже работает (ухудшается память, появляется забывчивость, головные боли) Можно и дальше говорить о негативных процессах, которые происходят в нашем организме при недостатке кислорода.
Итак, сделаем для себя такой вывод: надо научиться дышать, чтобы заставить лёгкие работать, дышать, чтобы обеспечить организм кислородом.
Давайте, познакомимся с принципами дыхательной методики, которая помогает избавиться от различных заболеваний, а также является профилактикой от простудных заболеваний, делает носоглотку менее подверженной атакам микробов. Дыхательные упражнения помогают нормально функционировать сердечнососудистой системе. Кровь ребёнка насыщается кислородом, он чувствует себя бодрым, лучше запоминает, дольше концентрирует своё внимание, а если устал, дыхательные упражнения помогут снять утомление.
Нужно привести и ещё один тезис в защиту важности тренировки дыхания. Жить без слуха можно, без зрения –тоже. Без дыхания нельзя. Без пищи человек проживёт 60 дней, без воды несколько дней, без воздуха несколько минут. При каждой возможности тренируйте дыхание.
Первое действие новорождённого – это вдох (как это ждут врачи, принимающие роды, выдох – это результат вдоха и остаётся результатом до конца жизни. Зачем же тренировать и результат, и причину, когда достаточно тренировать причину, чтобы результат пришёл сам собой, или изменился? А. Н Стрельникова, создавшая одну из дыхательных методик, вдох считала главным дыхательным упражнением и разработала гимнастику, тренирующую вдох, который должен быть активным, эмоциональным. Вдох делается носом, а не ртом. Вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И ещё вдох ртом более поверхностный и идёт шире, чем вдох носом. Вдох носом идёт глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка.
Сделать вдох- значит «взять» воздух. Взять – понятие образное, но точное. Если растопыренными пальцами мы ничего взять не можем, то принято думать, что «растопыренная» грудная клетка может взять и задержать воздух лучше, чем собранная, сжатая. В минуты волнений, готовясь к чему-то важному, к нападению или защите, мы никогда не «раскрываем» своё тело, а всегда собираем его. Это движение или поза подсказаны инстинктом самосохранения. Защитные силы организма диктуют движения, сжимающие грудную клетку в момент вдоха. Воздух, входя в лёгкие, расходится, и, если, делая вдох, мы грудную клетку раскрываем, мускулатура органов дыхания не развивается. Если, делая вдох, мы грудную клетку сжимаем - мускулатура органов дыхания вынуждена мешать воздуху, расходиться, сопротивляется ему, то есть она получает нагрузку и от этой нагрузки активизируется, а при хорошей тренировке развивается.
Вдох делается на счёт 4 или 8, этот счёт соответствует физиологии человека.
А теперь приступим к практическому выполнению упражнений.
Как помочь ребёнку, у которого простуда, насморк, заложен нос. Рекомендуем такой комплекс, который занимает всего 20-30 минут. Освоив эти упражнения и выполняя их ежедневно, ребёнок может стать более внимательным и сосредоточенным, а если он устал, упражнения помогут ему расслабиться, снять утомление.
1 упражнение «Трубочка»
Исходное положение – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, спина прямая, руки складываем трубочкой и подносим ко рту. Можно поставить локти на колени. Вдыхает через нос, делаем небольшую паузу, потом выдыхаем ртом через сложенные руки, как будто дуем в трубочку. Выдох должен быть несильный, но долгий.
2 упражнение «Кипит каша»
Исходное положение- сидя на полу по –турецки, ладони кладём на нижние рёбра, чтобы кончики средних пальцев слегка касались друг друга. Медленно вдыхаем через нос. Делаем небольшую паузу и выдыхаем через рот, чтобы разошлись пальцы. Повторяем упражнение не мене шести раз. Это упражнение позволяет научиться дышать полной грудью.
3 упражнение «Семафор»
Исходное положение- сидя на полу по-турецки, руки в стороны. Важно следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи. Делаем медленный вдох через рот, медленно опускаем руки, одновременно издавая долгий звук «с». Повторить упражнение не мене шести раз.
4 упражнение «Мяч»
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди. Делаем медленный вдох через нос, на выдохе медленно выпрямляем руки, одновременно поднимаясь на носочки
5 упражнение «Регулировщик»
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая направлена в сторону. Делаем медленный вдох через нос, затем небольшую паузу. Потом медленно выдыхаем через рот, плавно меняя во время выдоха положение рук. Важно следить за тем, чтобы ребёнок не делал резких движений руками. Это упражнение необходимо повторить не менее шести раз.
6 упражнение «Конфетти»
Для этого упражнения понадобится стол, трубочка для коктейля и конфетти.
На столе лежит горсточка конфетти. Ребёнок, сидя за столом, держит во рту трубочку для коктейля. Медленно вдыхаем через нос, затем, выдыхая ртом через трубочку, стараемся сдуть конфетти. Это упражнение хорошо выполнять вдвоём – с другим ребёнком или с кем-нибудь из взрослых, чтобы получилось своего рода соревнование. Важно обратить внимание ребёнка на то, чтобы выдох был не сильным, а как можно долгим.
Дыхательная гимнастика тренирует не только мускулы, но и нервы. Французский исследователь Бомье утверждает, что по- разному сделанный носом вдох влияет на разные точки коры головного мозга.
Научившись выполнять дыхательные упражнения, можно контролировать своё самочувствие, научиться концентрироваться и расслабляться, справляться со стрессами и недомоганиями. Это необходимо и детям и взрослым.