Виноградова Татьяна
Дыхательная гимнастика на основе физического развития в группе раннего возраста (из опыта работы)
Слайд 1
Тема моего исследования ««Дыхательные упражнения
как средство оздоровления
детей 2-3 лет»» в группе раннего возраста.
Слайд 2
Данная тема актуальна, потому что введение ФГОС дошкольного образования требует нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в полной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Многие современные здоровьесберегающие технологии по снижению заболеваемости детей и подростков дают положительные результаты.
Публикация «Дыхательная гимнастика на основе физического развития в группе раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Одна из главных оздоровительных задач- способность правильной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма.
Исследование ученых – медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздушных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
Слайд 3
Изучив методическую литературу, я выяснила, что в заключительной части занятия по физическому развитию имеет место дыхательные упражнения, но в книге Светланы Юрьевны Федоровой, она однообразна и не интересна детям данного возраста.
Слайд 4
Я изучила несколько авторских методик.
• Стрельниковой Александра Николаевна (самый известный вид упражнений, основанный на сильном вдохе через нос и плавном выдохе);
• комплекс Фролова Владимира Федоровича, или «йога для ленивых» (для выполнения этих упражнений необходим специальный аппарат, в практике современных ДОУ данный комплекс используется крайне редко и только со старшими воспитанниками);
• комплекс Бутейко Константина Павловича (призван ликвидировать глубокое дыхание, заменив его неглубоким вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, лёгких);
• тренинги Лазарева (совмещение упражнений с пением, чтением стихотворений и даже игрой на духовых инструментах).
Слайд 5
Просмотрев методики разных авторов, я поставила перед собой цель и задачи.
Цель: способствовать оздоровлению детей 2-3 лет через систематизацию дыхательных упражнений, создание положительной мотивации.
Задачи: укрепление физического и психического здоровья;
тренировка дыхательной мускулатуры;
воспитание потребности в ЗОЖ
пополнение РППС атрибутами, способствующими развитию дыхания;
повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам оздоровления детей 2-3 лет посредством дыхательных упражнений.
Слайд 6
Мной были изучены виды дыхательных упражнений
• Имитация звуков
(«п-п-п», «ф-ф-ф» и пр.)
Для данного вида подойдут игровые упражнения «Хомячок»(надуваем щеки хлопаем по ним выпуская воздух из рта, издавая характерный звук) и «Насос» (поднимаем руки,вдыхая через нос, опускаем руки, выдыхая через рот,так же издавая характерный звук.)
Слайд 7
• Чередование вдоха и выдоха в определённом ритме.
Для этого вида подойдут упражнения «Греем руки» (название говорит само за себя), «Бегемотики» (выполнение игровых действий по показу воспитателя)
Слайд 8
• Сдувание лёгких бумажных фигурок (ватных шариков, мыльных пузырей) с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги со стола. Примером таких дыхательных упражнений послужит игра «Кто дальше загонит шарик».
Слайд 9
Исходя из выше сказанного, я решила распланировать игровые дыхательные упражнения на год, основываясь на предложенных Татьяной Егоровной Харченко так, чтобы педагоги, работающие в группах раннего возраста, могли замотивировать детей на выполнение данных упражнений.
Слайд 10
В начале года я использовала самые простые упражнения для самых маленьких ребят. Но по мере роста детей, так- же рос уровень наших упражнений. В середине года появились упражнения со стихами (дети повторяют действия,о которых говорится в стихотворной форме за воспитателем. В последствии мы использовали дыхательные упражнения не только на занятиях, но и в режимных моментах (на прогулке).
Слайд 11
Как и для любой деятельности в детском учреждении, необходимо подготовить условия и соблюсти правила для проведения дыхательных упражнений. Для этого прошу обратить внимание на памятку.
Слайд 12
Была проведена консультация с родителями,на которой я рассказала о важности, полезности, необходимости дыхательной гимнастики. Показала им несколько упражнений для самостоятельной деятельности. Консультация помогла как мне,наладить более тесный контакт с родителями, так и родители провели время с пользой,узнавая для себя что- то новое.
Результатом моего взаимодействия с родителями, стало пополнение игровой среды для дыхательных упражнений. Я попросила их изготовить атрибуты из подручного материала и конечно они с радостью согласились.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что для такого несложного реквизита я завела специальную шкатулку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх. И что не мало важно, не требуют особых закупок и затрат.
Слайд 13
О результате моей работы можно судить по динамике заболеваемости в общегородском масштабе и показатель заболеваемости в ДОУ за 2019- 2020 год.
Слайд 14
Список литературы.
Слайд 15
Свое выступление, я хотела бы завершить словами Александры Николаевны Стрельниковой
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют,
а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Спасибо за внимание!