Елена Мурзакова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в 21-ом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных решений проблемы оздоровления детей является введение в общую программу обучения и воспитания различных методов дыхательной гимнастики.
Публикация «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ознакомившись с многочисленной литературой и с такими наиболее известными методами, как волевая ликвидация глубокого дыхания по К. П. Бутейко, парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, я остановила свое внимание на программе «Азбука дыхания», разработанной с учетом метода К. П. Бутейко, а также методикой трехфазного дыхания О. Г. Лобановой. Почему именно это направление? Чем оно меня привлекло?
В программе Азбука дыхания во время занятий, в процессе обучения дети изучают дыхание, получают элементарные знания по физиологии, гигиене дыхания. На основе полученных знаний формируются элементарные навыки гигиены, самоконтроля и регуляции дыхания. Основной задачей обучения является формирование устойчивой психологической установки на правильное выполнение регуляции дыхания, навыков произвольной регуляции дыхания в покое, в процессе речи и во время движения. Условно можно выделить в программе Азбука дыхания 3 этапа :
1 этап- подготовительный;
2 этап- изучение процессов дыхания :
3 этап-практическое обучение навыкам регуляции дыхания в покое и в процессе речи, в движении.
На первом этапе необходимо ознакомить персонал и родителей с теоретическими методическими основами программы;
-мониторинг заболеваемости детей, выявить детей, имеющих ЛОР заболевания и часто болеющих детей.
-обучить персонал и родителей основам диафрагмального дыхания, элементам методов экономичного дыхания
На втором этапе:
-обратить внимание детей на важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья;
-сформировать понятие правильной осанки
-изучить основные элементы дыхательной системы (нос, легкие, диафрагма, их значение.
-изучить основные фазы дыхания- вдох, выдох, пауза.
-изучить правильное (спокойное, ритмичное) и неправильное (глубокое, неритмичное) дыхание.
Все теоретические знания можно давать детям в начале непосредственной образовательной деятельности, повторять на утренней, бодрящей гимнастики.
3 этап-регуляция дыхания
На этом этапе
-обучение детей регуляции дыхания в покое, во время разговора
-Обучение детей регуляции дыхания в движении
Дыхательная гимнастика Стрельниковой названа парадоксальной, потому что во время вдохов грудная клетка не расширяется, как обычно, а сжимается (охватывается руками либо удерживается от расширения за счет наклонов и поворотов туловища).В традиционных же дыхательных упражнениях вдох делается на фоне движений, расширяющих грудную клетку (например, при разведении рук в стороны, а выдох – при движениях
Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
При выполнении упражнений думать только о вдохе. Чем естественнее вдох, тем он эффективнее. Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Достаточно тренировать вдох, а выдох имеет особенность восстанавливаться сам собой. При выполнении вдоха нельзя раздуваться изо всех сил, иначе возникнет головокружение.
Волевая ликвидация глубокого дыхания по К. П. Бутейко. Волевая, значит осознанная, а не принудительная. Дыхание должно стать поверхностным не заметным со стороны, не глубоким и не частым. Дыхание «по Бутейко» осуществляется через нос. Вдох делается таким маленьким, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание поверхностное — воздух опускается примерно до ключицы, а ниже «стоит углекислота». Вы как будто нюхаете неизвестный вам, возможно, ядовитое вещество. При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох 3-4 секунды, а затем пауза 3-4 секунды, объем вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше.
Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.
Трехфазное дыхание О. Г. Лобановой прежде всего преследует профилактическую цель – научить каждого человека правильно дышать. Чтобы укрепить здоровье и поменьше болеть
Преимущества этой системы перед другими системами дыхания, Главное – естественность.
ПЕРВЫЙ – носовое дыхание. В этой системе вдох делается только через нос.
ВТОРОЙ – упражнения направлены на развитие и укрепление всего дыхательного аппарата человека.
ТРЕТИЙ – особое внимание в этой системе уделено выдоху, который в большинстве упражнений контролируется сознательно. Пауза и вдох – «отданы» организму, и за счет этого оно происходят естественно, без какого – либо насилия.
Основное упражнение направлено на подключение диафрагмального дыхания, освоение упругого выдоха, паузы и естественного вдоха (возврата дыхания). Губы слегка подобраны и чуть – чуть растянуты. Для выполнения выдоха губы сложить так, как при задувании свечи, при этом губы не выпячивать, а повернуть их центры к слегка расжатым челюстям и произвести негромко звук «пфф».
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Требования к проведению дыхательной гимнастики :
не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Дыхательная гимнастика может быть использована
в различных режимных моментах:
На занятиях оздоровительного характера;
Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
В утренней гимнастике;
После оздоровительного бега;
После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; В закаливающих мероприятиях;
В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей);
В домашних условиях.
По моим наблюдениям и откликам родителей те дети, которые обучались правильному дыханию в течение курса лечения в нашей группе, более внимательно стали относиться к себе и своему здоровью, а главное, стали меньше болеть простудными заболеваниями
И, вероятнее всего, эти дети с большим желанием примут тактику здорового поведения, чем те, кто не обучался навыкам гигиенической регуляции дыхания
Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста, создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на иммунитет организма в целом.