Елена Дьяченко
Мастер-класс для родителей «Дыхательная гимнастика для детей как метод борьбы с лор — заболеваниями».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать родителям представление о необходимости проведения с детьми дыхательной гимнастики.
Содержание.
– Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас и предлагаю Вам сегодня узнать дополнительную информацию для сохранения и укрепления здоровья ваших детей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Дыхательная гимнастика для детей как метод борьбы с лор — заболеваниями“,» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
У ваших детей есть определенные проблемы со здоровьем. Для преодоления проблем со здоровьем и предупреждения развития патологических состояний у детей в нашем саду ведется комплексная коррекционная работа. Одним из важнейших компонентов этой работы является дыхательная гимнастика.
Научить ребенка дыхательной гимнастике также важно, как научить его чистить зубы и умываться. Это должно стать неотъемлемой частью гигиены ребенка.
«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой».
Польза дыхательных упражнений для детей
Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.
Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.
Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.
Как правильно проводить дыхательную гимнастику?
Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.
В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.
Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.
В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели. Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут. Перед началом занятия необходимо проветрить комнату. Занятия проводятся при открытой форточке.
Любые упражнения такого рода должны выполняться в соответствии с некоторыми правилами:
Вдох делается только через нос;
Щеки не надуваются, в начале их можно придерживать ладошками;
Нельзя поднимать плечи на вдохе;
Выдох обязательно длительный и плавный.
Обучив ребенка простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
I.ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ (Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания А. Уманской и К. Динейки)
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Поиграем с носиком
• «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. /Носик ты быстрей найди, маме покажи/.
• «Помоги носику собраться на прогулку»
Ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. /Надо носик очищать, на прогулку собирать/.
• «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу /Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй/
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
• «Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательгым пальцами одной руки на крылья носа. /Вот так носик баловник, он шалить у нас привык/.
• «Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. /Тише, тише, не спеши, ароматом подыши/.
• «Носик поет песенку».
На выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу». /Хорошо гулять в саду, и носиком петь: Ба-бо-бу»/
• «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. /Надо носик нам погреть, его немного потереть/. Таким образом делается как бы растирание.
• «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. /Нагулялся носик мой, возвращается домой/
Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики.
Если ребенка довольно часто мучает кашель, нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Детям постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтобы помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаем вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков
«Водолаз».
Малыш должен представлять, что он погружается под воду. Необходимо задержать дыхание насколько это возможно. Обязательно дышать не ртом, а носиком.
«Паровозик».
Ребенок имитирует паровоз. Стоя, он должен делать поочередные движения руками, произнося «чух-чух», а останавливаясь, говорить «ту-ту».
«Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
«Ворона».
Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья, выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».
Каша кипит. Исходное положение (ИП) : сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Индейцы.
Во время игры нужно издавать боевой клич индейцев. Кричать то открывая, то закрывая ладонью рот.
ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, ребенок отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
III. Дыхательная гимнастика с использованием предметов (выступление логопеда)
Цель: укрепление дыхательного аппарата, развитие плавного, длительного выдоха.
«Кораблик»
Для игры понадобится тазик с водой. В него пускаем один или несколько корабликов. Их можно сделать из бумаги или взять небольшие игрушечные пластмассовые кораблики. Также можно использовать другие игрушки для ванной. Чтобы кораблик двигался, малыш должен дуть на него длительно и плавно.
«Шторм»
Понадобится стакан с водой и соломинка для коктейлей. На широкий расслабленный язык посередине кладется соломинка. Ребенок дует через соломинку в стакан с водой, так чтобы вода забурлила. Главное, чтобы щеки у малыша не надувались, а губы оставались неподвижными.
«Свеча»
Зажигаем перед ребенком свечу или спичку и просим ее задуть. Выдох должен быть плавным, не резким, но при этом достаточно интенсивным, с постепенно возрастающей силой.
«Громкий пароход»
Для игры понадобятся стеклянные бутылочки (лучше всего, если это будут пузырьки от лекарств, колбы или другие полые предметы, с зауженным горлышком, в которые можно подуть и получить свистящий звук.
Взрослый должен сначала показать, как дуть в пузырек, а потом предложить ребенку повторить.
Если у малыша не получается, проверьте, чтобы кончик языка касался края горлышка пузырька, а сам пузырек дотрагивался до подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.
«Кто дальше загонит шарик»
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Парящие бабочки»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Заключительная часть:
Я предлагаю Вам дома, вместе с детьми и всей семьей заниматься дыхательной гимнастикой, закрепляя и усиливая эффект упражнений, которые мы проводим в детском саду.
Спасибо вам большое за то, что пришли сегодня на этот мастер-класс. Надеюсь, полученная информация пригодится и вам и вашим детям.
– Спасибо за участие. До свидания!