Татьяна Глазкова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Публикация «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Дыхание - это один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику.
Что такое дыхательная гимнастика?
Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.
Совет: Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.
Цели и польза дыхательной гимнастики.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
5. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение
6. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
7. Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Дыхание бывает следующих видов:
- нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
- среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
- верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
- смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
Дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения.
Правила выполнения гимнастики.
Дыхательную гимнастику можно проводить в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи, чтобы не навредить пищеварению. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии. Вдох делается только через нос. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.
Этапы последовательности проведения дыхательной гимнастики :
Во время совместной образовательной деятельности отводится 3—6 минут в зависимости от возраста. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы:
- НОД;
- утренняя гимнастика;
- прогулки (температура – выше 10-12 *);
- праздники;
- гимнастика после сна и т. д.
Особенности использования дыхательной гимнастики.
Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!» Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Универсальность дыхательной гимнастики :
- не имеет противопоказаний;
- очень результативна;
- повышает внимание и улучшает память;
- в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
- улучшает речевое дыхание и звучность речи;
- устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
- лечебная и профилактическая;
- оздоровительная и развивающая;
- восстанавливающая силы и улучшающая настроение;
- выполняется сидя, лежа, стоя;
- в помещении и на улице;
- выполняется как по частям, так и комплексно;
- используется с раннего возраста, как индивидуально, так и с группой детей.
Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики :
- гимнастика по А. Н. Стрельниковой;
- гимнастика по К. П. Бутейко;
- гимнастика по Б. С. Толкачева;
- гимнастика по М. Л. Лазарева и др.
Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
Метод дыхательной гимнастики Б. С. Толкачевой.
Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методика К. П. Бутейко состоит в достижении максимального расслабления диафрагмы – основной дыхательной мышцы. Методика дыхательной гимнастики по Бутейко основана на соблюдении всего двух принципов: уменьшение глубины вдоха; увеличение паузы после выдоха. Вдох должен быть неполным, неглубоким.
Вдох – 2-3 секунды. Выдох – 3-4 секунды. Пауза – 3-4 секунды.
Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания. Фиксация внимания на паузе, которая наступает после выдоха, используется для того, чтобы вдох осуществлялся самопроизвольно, как естественная потребность. Другой особенностью этого дыхания является то, что оно – речевое, с использованием букв и слов. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, эта вибрация действует на бронхи и тем самым способствует профилактике бронхита. Трехфазное дыхание помогает снять утомление, расслабить организм, потренировать дыхательный аппарат.
Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания методику Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему по нему необходимые полезные и питательные вещества.
Дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой способны восстанавливать нарушенное носовое дыхание, улучшать дренажную функцию легких, устранять застойные явления в легких, укреплять сердечно - сосудистую систему, повысить тонус организма и его сопротивляемость к инфекциям. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма.
Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Главные правила гимнастики А. Н. Стрельниковой:
Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату как бы нюхая запах)
Выдох – абсолютно пассивный (уходит через рот или нос – кому как удобно, но лучше, если через нос. Лучше детям о выдохе не говорить! Воздух должен сам уходить через нос или через рот после каждого вдоха. Шумного выдоха не должно быть
Вдохи выполняются одновременно с движениями: хватаем–нюхаем, наклоняемся – нюхаем, приседаем – нюхаем. Все вдохи-движения делаются в темпе-ритме строевого шага.
Перед обучением гимнастике по Стрельниковой нужно научить ребенка правильно вдыхать воздух : вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с малышом понюхайте цветок, вдохните аромат яблока или свежескошенной травы и только затем приступайте к осваиванию трех базовых упражнений Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой включает много упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на профилактику и лечение тех или иных заболеваний. Гимнастику всегда нужно начинать именно с этих упражнений. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению: «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головой», «Ушки», «Маятник головой», «Шаги». Легче начинать по 4 вдохов–движений (4 серии, т. е. 16 движений вдохов, отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используют 1- 2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки.
На прогулке или после НОД по другим видам деятельности в группе в хорошо проветренном помещении можно проводить целые комплексы дыхательной гимнастики.
Перед выполнением упражнений необходимо позаботится о создании условий:
- Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы);
- все упражнения выполнять легко, естественно, без излишних усилий и напряжения (главное, чтобы ребёнок не утомлялся и не задыхался после выполнения упражнений);
- находиться в стадии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
- следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга (если не оговорено какое-либо изменение актов вдоха и выдоха в примечании, согласно применяемой методики).
- Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;
- Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.
- Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. - Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут.
- Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении.
- Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.
- Сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа.