Иванашкина Тамара Алексеевна
Дыхательная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика оказывает благотворное воздействие на укрепление дыхательной мускулатуры, а значит, повышает их сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках.
Публикация «Дыхательная гимнастика» размещена в разделах
От дыхания во много зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной нагрузки.
Существенную помощь в увеличении дыхательных объемов легких могут оказывать специальные физические упражнения для повышения гибкости, эластичности, растяжимости грудной клетки.
Процесс дыхательных путей осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Насколько легкие наполнились воздухом определяется глубина вдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком – помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Известно немало методик дыхательной гимнастики. Я в своей работе использую метод А. Н. Стрельниковой, который назван парадоксальным, так как вдох делается при сжатии грудной клетки. Эта гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути.
Методика этой гимнастики построена на особом вдохе через нос, при котором происходит раздражение обширной зоны рецепторов на слизистой оболочке носа, находящихся в рефлекторной связи со всеми человеческими органами. Выполняя упражнения по этой методике, думать нужно только о вдохе носом, тренировать только вдох. Вдох шумный-шумный, резкий и короткий, как хлопок в ладоши. При выдохе воздух должен уходить из груди самостоятельно, естественно – через рот. Вдох предельно активный (носом, выдох абсолютно пассивный (через рот). Вдох делается одновременно с движениями.
Приведу несколько упражнений
1. «Обними себя»
Стоя, руки согнуты в локтях перед грудью.
Сведение рук навстречу друг дугу до отказа, сделать резкий вдох, выдох автоматический через рот.
2. «Ушки»
Стоя, руки вдоль туловища.
Наклон головы к правому, левому плечу, выполняя резкий вдох.
3. «Насос»
Стоя, руки опущены, сжаты в кулак.
Имитируем насос. Наклон вперед – вдох, выпрямиться – выдох.
4. «Забор»
Стоя, руки согнуты в локтях.
Повороты вправо, влево – вдох.
Также я использую в своей работе дыхательную гимнастику с удлиненным и усиленным выдохом, дыхательно-звуковую гимнастику, которая учит правильно дышать, а значит оберегает в какой-то мере от простудных заболеваний. Выполняя упражнения такой гимнастики, мы произносим на выдохе гласные буквы (ааа, ууу, ооо, слоги (ах, ух, ох, шипящие (ш, ж) и свистящие (с) звуки.
Используем очищающее дыхание.
Делаем медленный полных вдох и после небольшой задержки дыхания двумя-тремя короткими толчками воздух выдыхаем через губы, при этом щеки не надуваются, повторяем два-три раза, постепенно доводим до пяти раз. Дыхательные упражнения с произношением звуков стараюсь проводить в игровой форме: жужжание пчелы, шелест листьев, рев самолета, шум ветра и т. д.
Ха-дыхание. Делаем полный вдох, а затем резким усилием выдыхаем воздух через широко раскрытый рот с резким звуком «ха!», повторяем три-пять раз, поднимаем руки вверх, резко опускаем.
Такие упражнения рекомендуется выполнять после перенесенного ОРЗ. Они способствуют освобождению дыхательных путей от мокроты и слизи.
Для развития дыхательной мускулатуры детей я широко использую, начиная с младшей группы, игры с мыльными пузырями, игры на дыхание с использованием кусочков ваты, бумаги. В старшей группе – с поделками и бумаги (бумажные кораблики, самолетики, надувание воздушных шариков, мячей или игрушек.
С целью систематического использования и получения хорошего результата от дыхательных упражнений я включаю их в комплексы физкультурных занятий, в оздоровительно-профилактическую гимнастику, гимнастику после сна, в утреннюю и вечернюю прогулки.