Людмила Толстова
Консультация «Движение и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
В первые годы жизни ребенка усилия родителей и педагогов, направлены, прежде всего на сохранение и укрепление его здоровья. А что для этого необходимо? Отвечая на вопрос, специалисты говорят о важности соблюдения гигиены, необходимости обеспечить с самого рождения рациональное и сбалансированное питание, достаточный сон, частое пребывание ребенка на свежем воздухе. И все, кто имеет отношение к детям, говорят о первостепенном значении двигательной активности для развития и здоровья ребенка. Остановимся на данном аспекте подробнее.
Публикация «Консультация „Движение и здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Двигательная активность – биологическая потребность ребенка. Детям свойственна частая смена движений и поз – 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети не устают, много двигаясь. Низкая двигательная активность – плохой признак. Её причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в семье, нездоровье и систематические запреты взрослых. Нередко можно слышать, как взрослые одергивают малыша: «не бегай», «не прыгай», «не крутись», «посиди спокойно». А руки взрослых спешат выполнить то, что ребенок собирался сделать сам: одевают его, застегивают пуговицы, поднимают игрушки, а то и играют вместо ребенка.
Мы, взрослые, не задумываясь, волевым усилием подавляем биологическую потребность ребенка, способствуя тем самым не только торможению процессов развития детского организма, но и создавая условия для старения.
Физическое воспитание детей первого года жизни условно разбивают на пять этапов; на каждом создаются условия для проявления физических качеств и функциональных способностей. В первый месяц жизни ребенок должен самостоятельно двигаться; задача родителей – облегчить его движения, одевая в свободную одежду, распеленывая и купая. С 1,5-месячным малышом нужно проводить ежедневно гимнастику и массаж, которые оказывают общеукрепляющее действие и способствуют нормальному физическому развитию. В 2-3 мес. Рекомендуется класть ребенка на животик, брать на руки и, показывая игрушку, стимулировать движения мышц шеи. В 4-6 мес. К уже усвоенным движениям следует добавлять переворот на бок и животик, вращение вокруг продольной оси, а также побуждать ребенка к ползанию на животе. Полезно, притягивая за руки, ненадолго присаживать, приподнимая, ставить на ножки. Для развития хватательного движения необходимо давать ребенку в руки легкие, удобные для захвата яркие игрушки, убедивши в их химической безопасности. Упражнения должны предвосхищать двигательные способности, но не опережать их. Не следует делать пассивных движений для конечностей, пока не исчезнет физиологический гипертонус сгибателей, пассивно сажать ребенка с опорой, прежде чем он сядет сам, ставить на ножки раньше, чем научиться ползать и т. д. На каждом возрастном этапе применяются те упражнения, к которым в данном возрасте нервно-мышечный аппарат ребенка подготовлен.
Физкультура способствует целенаправленному расходу энергии, во время занятий можно научить ребенка управлять своим телом и лучше контролировать движения. Он не только окрепнет, делая упражнения, но и станет более ловким. Благодаря занятиям физкультурой процесс познания окружающего мира станет более безопасным.
На втором году жизни главная задача родителей и специалистов – поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его уверенно ходить, оберегать от травм. Надо воспитывать у детей потребность в движении, подкрепляя свои слова собственным примером. Основные двигательные навыки, которые нужно развивать у дошкольников,- ходьба, бег, лазанье, метание, преодоление препятствий. В это время необходимо стимулировать их интерес к новому, помочь развить и укрепить мышцы рук, ног, спины, живота, вестибулярный аппарат. Занятия должны строится в форме игры, поскольку игровая ситуация самая понятная и привлекательная для дошкольника. Кроме того, все движения нужно показывать. Понять словесную команду еще сложно, порой не возможно, но они очень любят подражать. Замечательно повторяют показанное действие, любят посоревноваться. Кроме того, в совместных занятиях заложен большой воспитательный смысл. Такие занятия приносят радость общения, создают хороший контакт между родителями, педагогами и детьми, одновременно способствуя укреплению здоровья, развитию силы, ловкости.
В возрасте до 3 лет организм ребенка наиболее пластичен. И любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое воздействие оказывает большое влияние на его развитие. Во всех детских учреждениях с детьми занимаются физкультурой. Но мы, педагоги, и медики, должны убедить родителей в том, что детсадовскую физкультуру следует дополнять занятиям дома.
Коротко об основных видах движений.
Самостоятельная ходьба имеет огромное достижение в нервно-психическом развитии. Стереотип ходьбы складывается в детстве. Поэтому с первым шагом обучения ходьбе не заканчивается, а скорее по-настоящему начинается. Навык ходьбы приобретается не сразу не только из-за слабых мышц, но и в силу особенностей пропорций тела ребенка. У малыша относительно длинное туловище, тяжелая голова и короткие ноги. Цент тяжести тела выше, чем у взрослого, что делает его менее устойчивым. Каждый этап ходьбы имеет свои характерные особенности – сначала он широко расставляет ноги, сильно сгибает их в коленях, разводит в стороны руки, туловище наклонено вперед, нет переката с пятки на носок – «шлепает» стопой, неравномерный шаг, ступни ног развернуты внутрь, отклоняется при ходьбе в стороны. Отсюда и вытекает конкретные задачи обучения ходьбе. Для совершенствования навыков ходьбы в занятия следует включать упражнения:
• хождение по уменьшенной площади опоры (по доске, между двумя меловыми чертами на полу);
• перешагивание через низкие препятствия (кубики, палочки, веревочку, лежащую на полу, затем через палочку или веревочку, поднятую на высоту 5-15 см).
Вначале ребенок проходит самостоятельно 1-2 до 10 м, затем 200-500 м (к 2-3 годам, к 5-6 годам можно включить ходьбу по 30-35 мин.
Когда научится передвигаться самостоятельно, можно переходить к обучению качественным сторонам ходьбы: ходить прямо, сохранять указанное направление, не шаркать ногами при ходьбе, соблюдать равномерность шага, ставить стопы параллельно (постановка с разведенными носками пока невозможна, двигать руками в такт ходьбы (пака без четкого чередования с движениями ног).
К детям третьего года жизни требования повышаются: они уже должны научиться ходить свободно, координируя движения рук и ног, держать корпус прямо, не опускать голову, стопы ставить с небольшим разворотом наружу.
Чтобы ребенок не шаркал ногами, проводят упражнения с высоким подниманием коленей (перешагивать через предметы). Чтобы научился правильно ставить стопы, предлагаем ходить по наклонной доске, по дорожке с нарисованными следами, елочкой. Следим, чтобы ребенок не опускал голову при ходьбе, не смотрел под ноги, опуская плечи – для этого полезна ходьба с шарами, флажками. До 3 лет важно сформировать правильные навыки ходьбы и стояния.
Прыжки дети осваивают медленно, поскольку это требует значительной силы ног и координации движений. В 3-4 года дети уже умеют подпрыгивать на месте, прыгать в длину, спрыгивать с небольшой высоты (с 2 лет). Но прыгают еще неловко, тяжело, на всей ступне, на прямые ноги, без участия рук. Начинать обучение прыжкам лучше с подпрыгивания на месте на двух ногах. Постепенно учим приземляться на носки полусогнутых ног, спрыгивать, мягко приземляться, допрыгивать до игрушки, перепрыгивать через ручеек, с кочки на кочку.
Бегом дети овладевают приблизительно к 2,5 годам, сначала это просто ускоренная ходьба. У них еще отсутствует фаза полета. В 4 года они могут пробегать уже достаточные расстояния (30 м)
Лазанье дается детям тоже довольно трудно, поэтому при обучении нужно следить, чтобы они не утомлялись. Лазанье хорошо координирует движения, улучшает согласованность работы рук и ног, укрепляет связочный аппарат.
В процессе развития ребенок овладевает сначала хватанием, а затем бросанием предметов. В возрасте года ребенок с удовольствием зажимает в кулачке маленький мяч и бросает его вперед – вниз, с 1,5 лет пытается катать мяч. После двух лет можно учить элементам замаха при броске, а после 2,5 лет – правильной позе при выполнения этого действия. В 3 года малыш легко ловит мяч двумя руками; к 4 годам постепенно появляется умение метать.
Метание требует особой настойчивости, способности к тонкой координации, развития равновесия и глазомера. С 4-5 лет дети уже умеют метать в цель мячи, играют в снежки. С 5-6 лет следует развивать не только точность, но силу броска, учить ребенка правильной стойке и движению рук при броске.
В 5 лет ребенок владеет в общих чертах всеми видами основных движений, стремится к их новым сочетаниям, импровизации. Взрослые теперь должны обращать большое внимание на качество движений, точность выполнения и в заданном темпе.
Правильно организованный двигательный режим – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Наряду со сложными гимнастическими упражнениями продолжаем игровой метод. Играя с детьми, не забываем следить за правильностью их осанки.
Осанка – привычная поза спокойно, без мышечного напряжения стоящего или сидящего человека. Правильная осанка формируется с самого раннего возраста, и поначалу архитекторами фигуры ребенка являются родители.
Правильная осанка характеризуется прямым положением головы и позвоночника, симметричным положением плечевого пояса, при котором плечи и лопатки находятся на одном уровне, одинаковой формой треугольников талии, образованных линией талии и опущенными руками, правильными физиологическими изгибами позвоночника. Эти изгибы, придавая в целом позвоночнику свойство пружины, имеют большое значение для реализации рессорной, защитной функции его по отношению к головному и спинному мозгу. Во внутриутробном периоде развития позвоночник ребенка имеет одну общую дугу искривления, к моменту рождения у ребенка в горизонтальном положении сохраняется один изгиб – это крестцово-копчиковый кифоз. Остальные функциональные изгибы начинают формироваться после рождения. Их возникновение связано с развитием и функционированием мышц туловища. Приподнимание и удержание головы из положения на животе способствуют формированию шейного лордоза, возникающего в первые месяцы жизни. Шейный лордоз продолжает формироваться при ползании на животе и четвереньках под влиянием работы мышц шеи и спины. Переход ребенка в положение сидя формирует у него грудной кифоз. Поясничный лордоз возникает под действием мышц, обеспечивающих сохранения вертикальной позы, для чего важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела.
Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощенные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Огромное значение имеет контроль родителей за правильной установкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до 3 лет, когда этот навык формируется. Необходимо с раннего возраста заниматься профилактикой плоскостопия, что предполагает использование контрастных ванн, массажа, гимнастики, правильной обуви с упругой подошвой, твердым задником, подобранной по размеру, обучение прыжкам, бегу, лазанью.
Огромное значение в профилактике дефектов осанки, сколиозов, плоскостопия имеет своевременное и полноценное ползание - отличная тренировка мышц всего тела, воспитание координации движений, причем позвоночник при этом освобожден о статических нагрузок.
Медики и педагоги должны напомнить родителям о том, что, гуляя с ребенком, нельзя вести малыша все время за одну и ту же руку, так как это ставит плечевой пояс в косое положение и искривляет позвоночник. Хорошо, если ребенок свободен в своих передвижениях (бегает, лазает, прыгает, ведь таким образом формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развиваются координация движения и чувство равновесия.
В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол, прыгать через скакалку, зимой ходить на лыжах, кататься на коньках. У ребенка должна быть возможность заниматься и активно двигаться дома: шведская стенка, лесенка, перекладина, кольцо, канат, гимнастическая палка, мячи – должны быть доступны ребенку. Неправильные позы – основная причина нарушения осанки. Поэтому важно научить ребенка стоять прямо, но свободно, тяжесть тела, распределив на обе ноги. Известно, что привычка отставлять ногу в сторону вызывает косое положение таза, что приводит к искривлению позвоночника. Наклон или запрокидывание головы изменяет его изгибы. При ходьбе следует удерживать вертикально ось тела, стопы следует ставить параллельно, носки немного раздвигать в стороны. Ребенок задолго до поступления в школу должен научиться сидеть правильно: прямо, ноги уперев в пол, а руки положив на стол (предплечья должны быть на одном уровне со столешницей). Нельзя сидеть, положив одну ногу на другую или подложив ее под таз. Правильная осанка вырабатывается путем образования динамического стереотипа, т. е. доведения до автоматизма привычки стоять, сидеть, ходить с правильным положением туловища и конечностей. Слабые мышцы быстро устают, и ребенку трудно удерживать нужную позу. По мере тренировки мышц с помощью специальных упражнений стоять и сидеть будет легче. Выполняя эту ответственную работу, следует постоянно объяснять ребенку, зачем ему это нужно, необходимо понимание с его стороны, заинтересованность в результате. Для детей очень важен положительный пример. Специалисты должны убедить родителей в том, что начинать нужно с себя. Чем раньше родители начнут серьезно заниматься со своим ребенком, тем быстрее достигнут устойчивого результата. Взрослые должны организовать правильный ортопедический режим, включающий в себя все условия, в которых формируется опорно-двигательная система: мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту; режим деятельности и отдыха, одежда, обувь, питание, привычные позы должны способствовать укреплению здоровья и физическому развитию.
Кроме того, для сохранения правильной осанки, выносливости необходимо ежедневное выполнение физических упражнений. Действие их основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Влияние физических упражнений оказывается преимущественно через ЦНС. Нет такого органа или функции, которые бы не изменились под влиянием систематических физических упражнений. Занимаясь с ребенком физкультурой, нужно соблюдать основные принципы: оптимальная длительность, постепенное повышение нагрузки, направленность упражнений на разные группы мышц, регулярность, адекватность нагрузки возрасту, психомоторному и физическому развитию ребенка. Следует помнить, что здоровому ребенку нужно давать упражнения симметричные, тренировать мышцы-антагонисты (сгибатели и разгибатели, подобрать по 1-2 упражнения на разные группы мышц (спины, брюшного пресса, плечевого пояса, ног, упражнения на координацию, равновесия, развитие мелкой моторики пальцев рук. Обязательно в любой физкультурный комплекс должны входить дыхательные упражнения. Огромное значение имеет воспитание правильного носового дыхания с хорошим выдохом (понюхать цветочек, подуть на пушинку, выдувать мыльные пузыри, произносит звуки на выдохе, жужжать: ж-ж-ж – как жук, звенеть: з-з-з – как комарик и т. д.). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок при выполнении упражнений сохранял правильную осанку.
Воспитание правильной осанки – процесс длительный, поэтому следует запастись терпением: не ругать ребенка, не раздражаться. Занятия физическими упражнениями должны приносить радость, а не утомление и огорчение.
Правильное физическое воспитание в сочетание с режимом дня, достаточный сон, сбалансированным питанием – залог нормального роста и развития ребенка. Естественную потребность в движении нужно не подавлять, а направлять в нужное русло, обучать ребенка основным видам движений. Родители и педагоги должны быть рядом в играх и занятиях физкультурой, уметь тактично контролировать и воспитывать правильную осанку, формировать двигательный стереотип, создавать мотивацию к занятиям физическими упражнениями. В наших силах помочь малышам вырасти физически и психически здоровыми, гармонично развитыми людьми.
Используемая литература: Журнал «Медработник» №8, 2011г.
Подготовила: инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории
Толстова Людмила Петровна
МАДОУ «Верхнекетский детский сад»