Яковлева Наталья
Консультация «Движение и речь. Развитие речи в движении»
Движение и речь
Как мы развиваем речь детей дошкольного возраста.
Статистические данные за последние годы показывают, что наиболее распространенной проблемой у детей дошкольного возраста является недоразвитие и нарушение речи.
Зачастую у детей с нарушением здоровья наблюдается не только психологические, но и физические отклонения.
Публикация «Консультация „Движение и речь, Развитие речи в движении“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия. Им трудно выполнять движения, а именно: перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары о пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. У детей, имеющих речевые расстройства, наблюдаются тяжелая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, неравномерность шагов.
У таких детей изменен мышечный тонус, поэтому особое внимание уделяем упражнениям на осанку, расслабление и напряжение мышц. А упражнения со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голова.
Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания.
Нами была разработана система занятий, в которую вошли не только логопедические задания, но и специальные упражнения (бег, прыжки, игры-эстафеты, игры с мячом и др.).
Упражнение «Регулировщики».
Цель: развить зрительно-пространственные представления, координацию.
Дети выполняют ряд движений с флажками в руках за педагогом.
Упражнение «Лодочка».
Цель: развить чувство ритма, зрительно-пространственные представления.
Дети сидят на стульчиках или на полу, на гимнастических скамейках, выполняют движения по тексту, все вместе проговаривают слова:
Динь-дон, динь-дон,
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает,
Кач, кач, кач, кач,
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Упражнение «Доскажи словечко».
Цель: развить четкость и точность движений. Инструктор по физической культуре бросает мяч ребенку и называет первый слог, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.
Упражнение «Радисты».
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух, речедвигательную координацию.
Дети, ударяя мячом о пол, повторяют заданный ритмический рисунок.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился в пляс!
Синий, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Упражнение «Собери по схеме».
Цель: развить зрительно-пространственные представления.
Дети должны повторить при помощи предметов, например, карандашей, колечек, конусов рисунок-схему.
Игры-эстафеты.
Цель: развитие навыков звукового анализа, ловкости и координации.
1. Передача мяча
2. Кто быстрее до флажка! (добежит, допрыгает и т. д.)