Елена Каленова
Двигательно-экспрессивное развитие детей в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве одного из принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашается индивидуализация, которая понимается как " построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, выступает субъектом образования" (ФГОС ДО,п. 1.4.).
В группе компенсирующей направленности, воспитываются дети, у которых наряду с речевыми нарушениями наблюдаются проблемы психологического характера:
Публикация «Двигательно-экспрессивное развитие детей в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
• повешенная возбудимость, капризность, неустойчивое настроение, плаксивость, неуверенность в себе, боязливость;
• нарушение внимания (частая отвлекаемость, неумение удерживания и тд. ;
• двигательная расторможенность, неумение подчинять свои действия поставленной цели;
• импульсивность, осложняющая развитие социальных навыков и умений (договориться, выслушать другого);
• недостаточная сформированность мелкой моторики, координации движений.
Самые обычные виды деятельности вызывают у таких детей перенапряжение ряда психических систем: дети не могут сосредоточится и довести до конца какое-либо задание даже в игре; волнуются, расстраиваются, наблюдается невротическое состояние.
Для профилактики таких проявлений в работе с детьми я использую " Технологию двигательно - экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста" Е. В. Вербовской. Взяв за основу данную методику я разработала цикл образных игр, заданий, комплекса психогимнастики.
Цель работы: развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения. Основой является творческая деятельность детей. Ребенок может творить по образу прочитанной сказки, услышанной музыки. Упражнения строятся на основе развития мимики и пантомимики, двигательной экспрессии. Занятия по двигательно - экспрессивному развитию детей включены в учебный план группы и проводятся один раз в неделю вместо одного из физкультурных занятий в зале. В процессе занятий осуществляется развитие :
• двигательной сферы (развитие мелкой и крупной моторки, знание схемы собственного тела, развитие двигательной пластики);
• эмоциональной сферы (знакомство с различными психоэмоциональными состояниями, развитие умения выражать свои эмоции и управлять ими);
• сферы познавательных психический процессов (развитие внимания, зрительной, слуховой, пространственной и двигательной памяти, развитие воображения, по средством работы с образом);
• социальной сферы (формирования умения общаться со сверстниками и педагогом, устанавливать психологический контакт, понимать чувство другого).
Работа планируется как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Я выступаю то участником ситуации, активно увлекаясь и показывая образец, то наблюдателем или режиссером.
Снять мышечные и психоэмоциональные напряжения помогают упражнения по психогимнастике. Они способствуют ориентированию в схеме собственного тела, контролю мышц лица, помогают в развитии внимания, памяти, творческих способностей. В процессе упражнений дети обучаются выразительным движениям. А выразительные движения- это компонент эмоций. Дети учатся регулировать эмоции, подчинять их воле, разуму. Результативней если это делать в игровой форме, когда дети создают свои образы, придумывают свои движения. Например : " Птичка", " Осьминог", " Бабочка", изображая руками истории, которые рассказывает воспитатель. Иногда изображают и другими частями тела: " Любопытный нос", " Несговорчивые ушки" : голова потянулась вверх, но правое ухо прислушалось, и повело всех вправо. "Стоп!"-сказало левое ухо и потянуло всех в свою сторону. Вот так они и слушали, что справа говорят, что слева: туда- сюда. Все равно толком ничего не поняли. Такого типа игровые задания включаю в разные виды деятельности: РЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим и др. Использую на зарядке, физкультуре, и раз в неделю в вечернее время предлагаю детям упражнение по психогимнастике.. Детям очень нравятся такие игры- занятия.
Работа ведется в тесной взаимосвязи со специалистами: учителем - логопедом, педагогом - психологом, музыкальным руководителем. Учитель - логопед подбирает речевой материал (потешки, чистоговорки, речевки- маршировки, педагог - психолог наблюдает за психологическим состоянием детей, проводит индивидуальные занятия, а с музыкальным руководителем совместно подбираем музыкальный материал. Например : для расслабления П. Чайковский " Сладкая греза", Н. Рота " Говорите тише"; для изображения образов: К. Сен- Сеанс " Карнавал животных", С. С. Прокофьев " Петя и волк", В. Шаинский " Чунга- Чанга".
Конечно, для решения такой задачи важно сотрудничество с родителями.
Для родителей в рамках родительского клуба "Коротко да ясно, оттого и прекрасно" запланированы :
• Беседы и практикумы " Двигательно - экспрессивное развитие - здоровье сберегающий подход", " Сенсомоторное развитие дошкольников", " Словесный язык чувств" (игры и упр. для развития выразительных движений).
• Семинары " Развиваем руки - развиваем речь" (связь пальчиковых игр и речи).
• Тематические консультации.
• Совместные спортивные и культурно - досуговые мероприятия: праздники, экскурсии, походы выходного дня.
• " Круглые столы".
• Открытые занятия: "Зимний лес" (декабрь, " Ручеек" (март)
• Информационный стенд.
• Выпуск фоторепортажей о наших достижениях, сбор семейных " фотосессий" о домашней физкультуре.
Активное взаимодействие с родителями помогает им обогатить свой опыт общения с ребенком, понять особенности его развития, осуществлять профилактику отклонений в развитии, укреплять его психическое и физическое здоровье.
Такая работа способствует положительной динамике:
1. Дети умеют ориентироваться в пространстве своего тела,
2. Знают название частей тела, пространственные характеристики (сверху, внизу, слева, справа, сзади, впереди).
3. Могут определить, прожить и воспроизвести эмоциональное состояние по образцу.
4. Увеличился объем внимания, памяти.
5. Дети пытаются самостоятельно создавать свой образ под музыку.
Поэтому можно сделать вывод, что работа является плодотворной.