Михаил Иванов
Двигательная подготовка школьников, занимающихся в секциях фехтования
▼ Скачать + Заказать документы
Различные направления фехтования – историческое, спортивное, артистическое, национальное – в последние годы стали широко развиты в системе дополнительного образования. При занятиях детей фехтованием важным моментом являются развитие основных физических качеств, при учете специфики данного вида спорта. Особенностью физподготовки фехтовальщиков является необходимость в укреплении суставов рук, воспитание скоростных качеств, гибкости, специальной выносливости и силы, как физического качества, лежащего в основе всех остальных.
Разминка
Публикация «Двигательная подготовка школьников, занимающихся в секциях фехтования» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Используются гимнастические и легкоатлетические упражнения в сочетании со специальными упражнениями, характерными для конкретного направления фехтования.
Занимает около 10 минут в начале тренировки.
Разминка должна быть средней интенсивности.
Упражнения для укрепления суставов рук
На тренировке, во время разминки или в начале основной части занятия, следует выполнять различные вращения и махи с палками, упражнения для развития гибкости и силы запястий, как характерные для фехтования, так и соответствующие упражнения из арсенала айкидо, дзю-дзютцу, каратэ.
Также полезно, в самостоятельных занятиях, использовать упражнения с индийскими булавами, а также упражнения с кувалдой или тяжелым оружием (из исторического фехтования).
Прежде чем выполнять упражнения для укрепления суставов, особенно упражнения с отягощениями, следует выполнить подготовительные движения:
1. Сделать от 3 до 5 малоамплитудных движений в суставе во всех возможных направлениях с сильным напряжением. Можно использовать упражнения с самосопротивлением второй рукой.
2. Вращения и махи от 8 до 10 раз во всех возможных плоскостях.
3. Выполнить упражнения для увеличения гибкости в суставе (кроме локтевого и коленного сустава).
4. После выполнения основных упражнений снова сделать упражнения на гибкость, вращения и махи.
Гибкость
Для воспитания гибкости можно использовать большое число гимнастических упражнений, направленных на «растяжку» мышц, например, комплексы из ушу, каратэ или хатха-йоги.
Сила
Сила является основным физическим качеством, без высокого уровня которого невозможно воспитание других.
Силовые упражнения могут выполняться в динамическом, статодинамическом или изометрическом режиме. Изометрический режим тренировок не рекомендуется детям, у которых не закончилось формирование опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы (примерно до 16-17 лет).
Комплекс 1 - «динамика»
Используются четыре упражнения — приседания, отжимания, гиперэкстензия и одно из упражнений для мышц брюшного пресса (складка, ситап, подъем ног и т. п.). Каждое упражнение выполняется по 10 раз одно за другим. Промежутки между повторами - 1-2 сек. Весь комплекс повторяется от 3 до 5 раз. Перерыв между подходами - 1-2 мин.
Комплекс 2 - «статодинамика»
Используются следующие упражнения — отжимания, приседания, упражнение для мышц брюшного пресса, гиперэкстензия, горизонтальные подтягивания. Статодинамический режим выполнения упражнений предполагает работу с малой амплитудой в медленном темпе при постоянном напряжении мышц. Каждое упражнение выполняется 30 сек., затем следует отдых 30 сек., и упражнение повторяется. Таких подходов делается от 3 до 5. На одной тренировке следует делать не более 2 - 3 упражнений на разные группы мышц.
Скоростно-силовые качества
1. Челночный бег 2—4 раза по 8—10 м.
2. Челночный бег 2—4 раза по 5—6 м, оставаясь лицом в одну сторону.
3. Челночный бег боком приставными шагами 2—4 раза по 5—6 м.
В упражнениях 1 - 3 можно делать от 3 до 10 подходов. Между подходами делается перерыв до полного восстановления.
4. Бег с максимальной скоростью 3—5 сек., затем ходьба 1—2 мин. Повторить 10 раз.
5. Отжимания с хлопком. Выполнять с максимальной интенсивностью 10—15 сек, затем отдых до полного восстановления. Сделать от 3 до 5 подходов.
6. Выполнение технических приемов в сочетании с передвижениями в максимальном темпе. Для тренировки скоростно-силовых качеств выполнять 10—15 сек., для тренировки выносливости выполнять 20—30 сек. Затем сделать перерыв до полного восстановления. Выполнять от 5 до 10 серий.
7. Аналогично предыдущему, но выполняется одно из циклических упражнений с партнером.
8. Выпрыгивание из приседа с приземлением в боевую стойку и нанесением серии из 3—5 ударов в сочетании с передвижениями (выполнять с полной силой и скоростью). Перерывы между упражнениями до полного восстановления. Сделать 10 раз.
Можно использовать и другие упражнения, выполняемые в аналогичном режиме - кратковременная работа с максимальной интенсивностью, чередующая с отдыхом до полного восстановления.
Некоторые упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств:
Выносливость
Наилучшими средствами воспитания общей выносливости у юных фехтовальщиков являются – лыжи, плавание, кроссовый бег, туристические походы.
Список литературы
1. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю. И. Гришина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 249 с. : ил.
2. Иванов М. К. Комбат арнис: основы техники соло бастон / М. К. Иванов. — [б. м. ]: Издательские решения, 2020. — 228 с. : ил.
3. Максимов Д. В. Физическая подготовка единоборцев / Д. В. Максимов, В. Н. Селуянов, С. Е. Табаков. — М., ТВТ Дивизион, 2011 — 160 с.
4. О’Лири Выживают сильнейшие. Физическая подготовка в практике боевых искусств и единоборств / О’Лири, Пэт. - М. : Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 240 c.: ил.
5. Тышлер Д. А. Физическая подготовка юных фехтовальщиков / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. — М. : Советский спорт, 1996. — 78 с. : ил.