Хрулева Зоя Григорьевна
Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 14»
«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Выполнила: воспитатель
Хрулева Зоя Григорьевна
г. Городец
2018г.
Публикация «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Целью моей работы было установление степени эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщение детей к миру народной культуры, развитию познавательного интереса к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитание любви к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.
Сущность деятельности по духовно-патриотическому воспитанию заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В самом начале моей работы были поставлены следующие задачи:
Создать атмосферу национального быта;
Поддержание интереса детей к фольклору;
Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;
Развивать интерес к народному творчеству;
Знакомство с русскими народными играми.
Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, былины, пословицы, поговорки, потешки, сказки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Работу в младшей группе по устному народному творчеству я начинала именно с них. Даже плохоговорящие дети были полны желания участвовать в театрализованных представлениях по русским народным сказкам.
В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:
наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть, сочинение сказок);
игровой метод (игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно - печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, фольклорных праздниках, и развлечениях. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Уже в младших группах через приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке - забавы и др., малышей знакомлю с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками скороговорками, сказками, загадками.
Использую прием внезапного исчезновения и появления сказочных персонажей для поддержания интереса.
Применение разнообразных подкреплений на основе слуховых ориентировочных реакций: голос героев звучит то громко, то тихо, то быстро, то медленно.
Кроме того, знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой.
От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Видна заинтересованность родителей данным видом работы. Оказывается посильная помощь и участие.
В работе с родителями использую разнообразные формы работы:
-консультации групповые и индивидуальные;
-родительские собрания;
-праздники и досуги;
-памятки и буклеты.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.