Татьяна Ланда
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ФНР и ФФНР в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ФНР, ФФНР и ФФНР и элементами нарушения лексико-грамматического строя речи на логопедических занятиях в условиях логопункта.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ФНР и ФФНР в условиях логопункта» размещена в разделах
В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.
Один из ведущих принципов гуманистической философии образования предполагает ориентацию на совершенствование личности и развитие человека и определяет нравственный поступок как цель, средство и результат образования личности, как высшую общечеловеческую ценность. Любые формы жизнедеятельности человека заключают возможности для совершения такого поступка.
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.
В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит воспитание патриотизма; бережного отношения к природе; коллективизма, дружбы, товарищества; гуманного отношения к людям; культуры поведения; сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; правовое воспитание и тесно взаимосвязано с эстетическим, экологическим и трудовым воспитанием.
Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица».
В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают, старые слова. Так изучая тему «Посуда» они знакомятся не только со значением слов перечница, соусник, самовар и т. д., но и ухват, коромысло, ступка. Они узнают из чего делается современная посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет к расширению и актуализации не только номинативного словаря но и словаря признаков. Выполняя различные упражнения: «Что можно сделать с этой посудой, Обед у куклы Маши» - расширяется глагольный словарь по этой теме, а также закрепляется управление предлогов с (со, то есть закрепляются различные грамматические категории. Так же проводится работа по развитию фонематического слуха, что является наиважнейшей задачей логопедических занятий, формирование навыков звукового анализа и синтеза, а также ведется работа по развитию связной речи. Дети по предложенной схеме «Схема описания и сравнения посуды» рассказывают о любой посуде. Например о ступке или самоваре.
Знакомство с русскими традициями и обычаями осуществляется не только при знакомстве детей с различными лексическими темами, но и на занятиях, цель которых – развитие связной речи. На тематических занятиях логопед работает над формированием описательной речи, на специализированных дошкольники учатся пересказывать. Они пересказывают русские, украинские сказки. Например, сказки «Рукавичка», «У солнышка в гостях».
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в конце учебного года, как демонстрация достигнутых детьми успехов при исправлении речи. В связи с этим становится очевидной необходимость использования межпредметных связей для того, чтобы более полно показать детям с нарушениями речи всю красоту подвига, совершенного нашим народом во время Великой Отечественной войны. Первый праздник целиком и полностью посвящен «Дню победы». Дети учат стихи «Братские могилы» В. Высоцкого, «Шинель» Е. Благининой, «Боевые ордена» Л. Сорокина, «Что такое день Победы?» А. Усачева, поют песни о войне, слушают военную музыку и песни и под руководством преподавателя по ИЗО деятельности выполняют поделки и рисуют индивидуальные и коллективные работы о войне, которые используются для украшения зала во время проведения праздника.
Второй праздник – это «Детям о космосе». Дети не только рассказывают стихи о планетах, входящих в состав Солнечной системы, о древних людях, которые глядя на звездное ночное небо придумали созвездия, о Зодиакальном круге, кометах, о Млечном пути, но и о достижениях нашей страны в деле освоения космоса. Это стихи «Юрий Гагарин» В. Степанова, «О Земле» Я. Акима. Также как и в первом празднике, используется метод межпредметных связей, т. е в нем принимают участие музыкальный руководитель и преподаватель по ИЗО деятельности.
В педагогических исследованиях (Л. И. Божович, Н. И. Болдырева, И. С. Марьенко,- Л. А. Матвеева, Л. И. Рувинский и др., посвященных различным аспектам нравственного воспитания, отмечается, что чувство патриотизма – т. е любовь к Родине - одно из самых высоких нравственных качеств человека - формируется через знакомство с родным краем, со своей Малой родиной, т. е является неотъемлемой частью экологического воспитания. Изучая на логопедических занятиях различные темы, связанные с природой: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Лесные животные», «Деревья», «Цветы» дети знакомятся с природой нашего края узнают как она богата и интересна, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относится к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением, с суффиксом –ищ-, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», а также для составления описательных рассказов используются схемы «Зимующие птицы», «Лесные животные», «Времена года», «Перелетные птицы», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы».
Положительное отношение к труду формируется не только в ходе знакомства с темами «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Профессии», «Хлеб», «Транспорт», «Игрушки», но и в процессе обучения звуковому анализу и синтезу слов, в процессе подготовки к занятиям и, конечно, при выполнении домашних рекомендаций.
Задачи нравственного воспитания заключаются в следующем: воспитание нравственного поведения, воспитание нравственных чувств, формирование нравственного сознания, которое осуществляется в три этапа - практическое овладение норами поведения; изучение нравственных понятий, применение знаний в поведении, в общении.
Воспитание нравственного поведения подразумевает проявление активности (в том числе коммуникативной) и самостоятельности детей - качеств, которые у детей с нарушениями речи достаточно низкие. Для их развития педагог должен проводить специальную работу, широкие возможности для которой возникают в ходе логопедических занятий. При участии дошкольников в различных речевых играх «Телефон», «Цепочка», «Магазин» и т. д. у детей формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и гуманное отношение к людям, так как уровень речевого развития детей разный и они по-разному проявляют себя во время этих игр. Те, которые выполняют задания быстрее и лучше учатся относиться с пониманием к тем, кому сложно и оказывать им посильную помощь.
Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в
организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формированию чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.