Ти Ольга
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей целью современного образования и одной из главных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Введение в школы предметов духовно - нравственного содержания «Основы религиозных культур и светской этики» очень своевременно, особенно сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о любви, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, душа человека, ценились вера и верность, милосердие и сострадание, чтилась семья, уважалась старость.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» как культурологическая дисциплина призван дать учащимся целостное представление о мире. Тем более, что в данном предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей искусства.
ОРКСЭ является предметом, на котором осуществляется духовно-нравственное воспитание учащихся независимо от выбранного ими модуля. Если говорить о модуле «Основы православной культуры», то цель курса формулируется следующим образом: формирование у школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи изучения курса сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и обобщённо сводятся к следующим.
1. Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
2. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной и религиозной традиции.
3. Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
4. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников на основе православной традиции.
В нашей школе родители остановили свой выбор на модуле «Основы православной культуры». Курс рассчитан на 1 час в неделю. Педагоги, осуществляют реализацию модуля по учебникам Андрея Вячеславовича Кураева «Основы православной культуры». Все учащиеся обеспечены учебниками.
Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью.
Главными педагогическими технологиями, которые используются педагогами в преподавании курса ОРКСЭ, являются личностно-ориентированные, предметно - деятельностные технологии. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения. Изучение предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций характера может происходить только в деятельности.
При планировании и проведении учебных занятий по курсу «Основы православной культуры» учителя используют следующие методы обучения:
• проблемный;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
• информационно-коммуникационные технологии,
•игровые технологии.
Используются формы организации учебной деятельности такие как :
• фронтальная работа;
• групповая работа;
• парная работа;
• индивидуальная работа.
Учителя на уроках используют следующие формы работы
• эвристические беседы, дискуссии;
• учебные проекты, викторины;
• уроки-экскурсии, в том числе виртуальные экскурсии;
• деловые и ролевые игры;
• метод неоконченных предложений;
• самостоятельную работа с первоисточниками,
• художественно-графические задания (моделирование, рисунки,
• устные (драматизация, рассказ от первого лица, пересказ) и письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы,
• интерактивные экскурсии, Он-лайн путешествия,
• составление кластеров, синквейнов, кроссвордов.
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Как показывает практика, в каждом классе есть учащиеся, хорошо знающие основы православной культуры. Умело включая таких учащихся в процесс урока, учитель организует обсуждение достаточно широкого круга вопросов. Интерес учащихся к тому, что говорят их одноклассники, достаточно велик и побуждает к высказыванию своего мнения.
На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом. Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте. Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:
• обсуждение основной идеи и смысла истории;
• анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
• притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• иллюстрация (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
• сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• выделить ключевые понятия;
• инсценировка притчи (истории);
• найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
• связь содержания притч с современной жизнью;
• рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, социальной роли);
• сравнение нескольких притч.
. Какие функции несет притча? Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него.
Необходимо применять технологии дифференцированного обучения, которые хорошо совмещать с групповыми технологиями. Основной акцент делается на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Применяя групповую форму работы учащиеся работают по плану. Большое место отводится самостоятельной работе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6 предложений на предложенную тему.
В групповой деятельности учащиеся чувствуют себя свободно, ведут себя раскованно, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, тем самым, стимулируя творческий подход к учебной деятельности. Это способствует формированию умения учиться, усвоению способов самообучения, самовоспитания, самоконтроля.
На уроках ОПК используется технология сотрудничества, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. Примеры некоторых форм и приемов работы в данной технологии: беседа, взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя, интервью (например, по теме «Семья»).
В Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять. Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".
Ученики разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.
На уроках широко используются информационно-коммуникационные технологии: создание презентаций, работа со словарями, работа в интерактивной среде Интернета, с образовательными сайтами. Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность рассмотреть всё в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, путешествовать во времени. Демонстрация видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию. В сети Интернет можно найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, а так же учащиеся могут самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту. Например, виртуальные экскурсии в храм, музей или монастырь.
Дети воспринимают предмет «Основы православной культуры» с интересом. И, хотя оценки не ставятся, ребята любят эти уроки, готовятся дома и проявляют активность в классе. Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Даже самые робкие дети, раскрываются, т. к. речь идет об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были. Дети воспринимают мир непосредственно, открыто и искренне оценивают понятия добра, зла и сострадания.
Уроки «Основы православной культуры» сочетаются с уроками изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, музыки. Здесь дети проявляют свое творчество.
На уроках православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Личностные переживания души рождает сопроводительная фоновая музыка. Иллюстративная музыка на уроке православной культуры помогает творческому созданию образа. Прослушивая церковные песнопения, порой, трудные для восприятия ребенком, дети учатся различать интонацию, характер музыки.
Разнообразие видов деятельности учащихся на уроке, использование элементов новых технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности.
Тщательное продумывание структуры каждого урока, использование разнообразных методических приемов, стремление не просто дать готовые знания, а выдвинуть проблему, формулирование выводов вместе с учащимися по каждому этапу деятельности – все это способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, развитию познавательного интереса, логического мышления. Необходимо заинтересовать детей изучаемым материалом, используя актуальные для учащихся сообщения, учить их осмысливать материал в процессе творческой познавательной деятельности, проводить уроки всегда в спокойной, доброжелательной обстановке, учитывая психологические особенности учащихся, создавать атмосферу непринужденного сотрудничества учителя и учащихся, основываясь на методологии развивающего обучения, использовать инновационные педагогические технологии. Это и есть один из путей к успеху в решении вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся.
Урок православной культуры должен нести добро, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.
Но нам важно какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумеем ли мы, педагоги, воспитать их душу, научим ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши воспитанники приобретут за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.