Инна Постовалова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ посредством организации праздников и развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
С ранних лет любой человек знает, что такое праздник. А ребенку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздник – это не только способ отдыха, но и возможность стать добрее, отзывчивее, щедрее, а воспоминания о праздниках согревают в трудные минуты.
Праздники, развлечения – действенный способ формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. Развлечения, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны, как витамины.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В нашем учреждении внедряется система работы, которая включает в себя следующие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные, народные гуляния.
Колядки - рождественские обрядовые песни. Ребята знакомятся с произведениями фольклора. Ребёнку-дошкольнику доступно, понятно и интересно русское народное творчество. Со словами колядки:
«Сею, вею, посеваю,
С новым годом поздравляю!
С новым годом поздравляю!
Счастья, радости желаю.
Кабы нам колядок,
На недель десяток!»
ряженые колядовщики с музыкальными инструментами в руках ходят по саду. С песнями и закличками, с пожеланиями богатства и счастья, посещают группы и кабинеты образовательной организации, получая за это сладкие угощения.
День защитника Отечества – ребята старших и подготовительных групп участвуют в празднике. Каждая группа придумывает себе название команды, надевает соответствующие костюмы и участвует в спортивных состязаниях. Между состязаниями дошкольники исполняют музыкальные номера, посвященные защитникам Отечества – песни «23 февраля», «Защитники Отечества», танцевальные композиции «Буду в армии служить», «Будем солдатами».
Масленица – этот праздник является пограничным между зимой и весной. В нашем детском саду он проводится в виде народного гуляния на улице, в котором участвуют все воспитанники, от мала до велика. Здесь дети катаются на веселой карусели, сделанной сотрудниками детского сада специально для этого праздника, в виде солнца. Воспитанники поют песни, водят хороводы. Гостем на таком народном гулянии обязательно является медведь (символ России, который проводит русские народные игры с ребятами. Да и какая масленица без блинов? Ребята с удовольствием едят блины, заботливо приготовленные сотрудниками пищеблока.
Международный женский день – одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд. Именно в этот праздник дети закрепляют привычку помогать мамам. Происходит это в игровой форме, «Подмети пол», «Накрой на стол», «Собери игрушки».
День России – познавая историю, культуру, традиции русского народа, ребята учатся гордится своей страной. Праздник «Моя Россия» сопровождался музыкой, красочным оформлением зала, групп, родительских уголков, фотозоны, всего детского сада. Сказочные герои Иван и Василиса пришли к детям на праздник с интересными играми. А сюрпризом для ребят стал танец «Лебедушка». Возможно, ребёнок не сразу осознает увиденное и услышанное, но яркие впечатления останутся в его душе. Таким образом создаётся прочная база для того, чтобы восхищаться и гордиться родным домом, детским садом, районом, городом, страной.
Иван Купала - подготовка и участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы русской народной культуры, опыт этического поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного отношения к людям других национальностей. Организаторы и ведущие нашего праздника - «русалки» предложили участникам развлечения множество хороводных игр, танцев, соревнований. Здесь были: и «Кошки-мышки», и «Колпачок», и «Паутинка», и «Ручеек», и перетягивание каната, и игры-эстафеты.
День Флага РФ – патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Знакомство детей со своей страной, яркие впечатления от праздника, формируют качества, которые помогут стать патриотами и сознательными гражданами своей страны. Эмоции, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета (14 сентября). С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Так и у нас, ребята всех возрастов приходят в лес, на природу и веселыми хороводами, песнями, народными играми чествуют плодородную Мать - Сыру-Землю за собранный урожай.
День матери - существующая проблема - преобладание у детей потребительского отношения к матери, требует работы от педагогов в этом направлении. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания, взаимопомощи близкому человеку – маме, является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей. Этот праздник, пожалуй, самый трогательный и нежный из всех, проводимых в детском дошкольном образовательном учреждении. Воспитанники встречаются с мамами в трогательным танце. Воспитанники с нежностью читали стихи о маме, пели душевные песни, танцевали. Неотъемлемой частью этого праздника являются подарки, приготовленные руками ребятишек.
Новый год - главный календарный праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня текущего года в первый день следующего года. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.
Литература:
1. Бацкалева В. В, Забегайлова И. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2021. – 192 с.
2. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М., 2010. - 209с.
3. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. – Челябинск: издательство Челяб. гос. пед. университета, 2016. – 197 с.