НАДЕЖДА КОЗЛОВА
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей дошкольного образования, является привитие ребенку нравственных и духовных ценностей. Работа педагогов в этом направлении, активно развивается, включая всё новые методы развития личностных качеств детей. Цель сохранения нравственного здоровья детей, заключается в потребности активного взаимодействия взрослого и ребенка, которое диктуется реалиями современной жизни.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Цель духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. В детском саду происходит процесс духовного развития, поэтому необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО). Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, праздники, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды.
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
- Сформировать в детях способность сопереживать.
- Воспитывать любовь к родному краю, дому, семье.
- Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
- Формирование сопричастности к народным традициям.
Задачи духовно-нравственного развития реализуются через духовно-образовательные, воспитательно-оздоровительные, нравственно-трудовые и культурно-познавательные приёмы. Духовно-нравственное воспитание- основной компонент образования в детском саду.
Большую роль в воспитании и привитии нравственных ценностей в детском саду играет чтение художественной литературы. Именно посредством чтения сказок или рассказов, дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Художественная литература формирует любовь к традициям своего народа и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и рекомендовали их использование в педагогической работе. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовности нравственного мира неоценима. В сказках формируется понимание о добре и зле, предназначении человека и его жизненном пути. Сказки воспитывают ребёнка в традициях народа.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства, оставаясь с ним на всю жизнь.
В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит весь путь с героем.
Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев откладывается в сознании ребёнка.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт.
Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, к персонажам и т. д.
Сказки вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями и побуждают к их оценке.
Духовно-нравственное воспитание ребенка, это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств.
Таким образом, произведения устного творчества открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Поэтому литературные произведения должны тщательно подбираться педагогом.