Заикина Виктория
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему : «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня, как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Осознав необходимость воспитания детей в духовных традициях, высказался и президент Росси В. В. Путин: «. трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни». Духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова: «Духовность – это свойство души, состоящее из преобладания духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». Мир стал агрессивен по отношению к ребёнку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения. Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему добрые детские сказки не интересны нашим детям, почему на второй план ушли игры в военных, космонавтов, моряков? К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость, в условиях современной культуры, могут оказаться незнакомыми нашим детям. Ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребёнка к миру, бережного отношения ребёнка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. Меня, как дошкольного педагога, очень волнует проблема духовного становления наших детей. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны хорошо ориентироваться в основных нормативно-правовых документах в области духовного воспитания и уметь их использовать в практической деятельности с учётом светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. На сегодняшний день таковыми являются: 1. «Конституция Российской Федерации»; 2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; 3. Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации»; 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; 5. Проект ФГОС дошкольного образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьёй и другими объектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Решение задач по духовно- нравственному воспитанию поможет дошкольнику стать: - эмоционально отзывчивым, способным чувствовать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей - восприимчивым к красоте окружающего мира (людей, природы, эмоционально реагирующим на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. - сопереживающим персонажем сказок, историй и рассказов; - овладевший необходимыми умениями и навыками (проявляет интерес к разным видам музыкальной деятельности) - проявляющим интерес к прошлому, настоящему, будущему своего города; - имеющим первичные представления о себе, обществе, государстве, мире, семейных традициях, об обществе и его культурно- исторических ценностях, о государстве и своей принадлежности к нему - способным управлять своим поведением соблюдая общепринятые нормы и правила поведения - понимающим разницу между добром и злом («что такое хорошо, а что такое плохо») Содержание и формы работы с детьми: Необходимо включить в календарно-тематическое планирование и годовой план мероприятий:
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. НОДы по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей («Дорогою добра», «Мир вокруг нас»).
2. Экскурсии по станице. («Любимые места» и т. д.)
3. Тематические вечера досуги эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). («Сказки в творчестве русских поэтов», «Встреча музыки и живописи», «Звуки музыки»)
4. Беседы с детьми о правилах поведения. («О дружбе и друзьях», «Чистое сердце»)
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и зло»).
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья», совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике. (Рассказы о животных, о дружбе, справедливости)
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение праздников и развлечений совместно с родителями. («День матери», «Богатырская сила», «Масленица»)
12. Посещение с родителями детских спектаклей. Работа по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, поможет детям понять другого человека, принять его таким, какой он есть, научит жить в согласии с собой и совестью.
Основной проблемой в работе детского сада является недостаточная работа с родителями, поэтому именно ей надо уделить особое внимание.
Формы работы с родителями:
-Родительские собрания на духовно-нравственные темы : («Семейные ценности», «Приобщение к труду в семье»)
-Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-Вечера вопросов и ответов: («Какой он, мой ребёнок?»)
- Проведение «Недели семьи» (обмен опытом воспитания между родителями.) - Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; (цикл занятий «Дерево добра»)
- Индивидуальные консультации специалистов (логопеда, психолога);
- Помощь родителей детскому саду «Сделаем наш сад красивым» (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы.