Олеся Маслакова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные игры
▼ Скачать
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Задачами дошкольного образования являются объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные игры» размещена в разделах
Деятельность МБДОУ ДС №31 «Журавлик» Старооскольского городского округа направлена на своевременное и полноценное творческое и психическое развитие и воспитание личности детей дошкольного возраста.
Основные задачи педагогического коллектива связаны не только с подготовкой детей дошкольного возраста к усвоению учебного материала, но и их раскрепощением, определением талантов и потенциальных возможностей в различных сферах, содействием развитию духовно-нравственной сферы личности.
Духовно-нравственное воспитание с раннего возраста благоприятно влияет на многие стороны взаимоотношений человека с миром. Здесь можно назвать этическое и эстетическое развитие личности, формирование гражданской позиции и мировоззрения, психическое и эмоциональное становление.
Конкретными целями формирования духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста могут быть названы следующие:
1. Направленность ребёнка на приобщение к нравственным и духовным общечеловеческим ценностям.
2. Развитие на высоком уровне интегративных качеств личности.
3. Сформированность необходимых для дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и др.
В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В данном направлении в детском саду с дошкольниками осуществляется множество мероприятий, ведутся беседы на этические темы, обсуждаются положительные и отрицательные поступки детей.
Важную роль в развитии и нравственном воспитании ребенка выполняет игра – важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Благодаря игре реализуется потребность ребенка воздействовать на мир, включаться в него, видоизменять и преобразовывать действительность. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [2, с. 33].
Игра, прежде всего, связана с песней, танцем, сказкой, загадками, пословицами, скороговорками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Для детей младших групп наиболее актуальными являются подражательные, хороводные игры, игры с преследованием. Для средних групп актуальны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старших и подготовительных групп – сидячие, игры с диалогом. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как детям сложно координировать свои движения без наглядной модели поведения.
Народные игры, используемые в практике дошкольной организации для занятий с детьми можно разделить на группы [1, с. 170] :
1. Игры, отражающие отношение человека к природе, в которых воспитывается доброе отношение к окружающему миру. Здесь могут выступать примерами такие игры, как «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо», «У медведя во бору», «Лягушата» и др.
2. Игры быта русского народа, в которых отражаются повседневные занятия наших предков. Здесь могут выступать примерами такие игры, как «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Каравай», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи» и др.
3. Игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Здесь могут выступать примерами такие игры как «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий – лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок» и др.
4. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех, эти игры у старших дошкольников самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Тяни в круг», «Бои на бревне», «Тяни в круг» и др.
Литература
1. Ольнова Ж. А. Приобщение дошкольников к народной культуре посредством подвижных народных игр // Череповецкие научные чтения - 2015. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец : Череповецкий государственный университет, 2016. – С. 169-172.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.