МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей средствами классической музыки в ДОУ

Анна Захарова
Духовно-нравственное воспитание детей средствами классической музыки в ДОУ

Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка. Важным представляется формирование у детей общего представления о музыке, использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге способствует формированию внутреннего мира ребёнка.

Эту особенность музыки признавали многие античные философы, такие, как Аристотель, Пифагор, Платон. Они считали, что музыка благотворно влияет на людей. В. А. Сухомлинский писал о значении классической музыки в воспитании: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

В России проблеме формирования духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства начали уделять особое внимание в конце XVIII века. Постепенно этот интерес углублялся и рос в среде русской интеллигенции. Вопросы музыкального воспитания связывались с общими культурными и нравственными вопросами.

Н. Новиков-просветитель, педагог и писатель XVIII века полагал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами. В. Г. Белинский утверждал, что влияние музыки на детей, благодатно, чем ранее они начнут слушать музыку, то они испытают на себе благотворное ее влияние и запечатлеют ее у себя в сердцах и музыка наполнит гармонией мира их юные сердца. К высокому искусству относится классика, понимаемая как высоконравственная музыка прошлых столетий, выдержавшая испытания временем и отражающая духовные идеалы.

А. Б. Воронцов подчеркивает роль классической музыки в воспитании дошкольников так: «Целенаправленное духовное формирование личности происходит уже в дошкольных образовательных учреждениях. Музыкальное воспитание имеет важное значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на музыку. По результатам исследований, у дошкольников выражена способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему».

Ранний период жизни является одним из наиболее значимых в нравственном развитии человека, поскольку начальные впечатления глубоки и оставляют след во всей дальнейшей жизни. Многие исследования посвящены проблеме формирования духовно-нравственных ценностей среднего и старшего детского возраста. Дошкольному возрастному периоду уделено меньше внимания. Несмотря на то, что дошкольники очень любознательны, любопытны и открыты для новой информации, этот период очень важен для формирования личности ребенка, т. к. именно в раннем возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире. Дошкольники в силу своего возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает вырабатывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, милосердие. Музыкальный руководитель должен иметь высокий уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на обучающихся, в особенности, если это дети дошкольного возраста; должен быть хорошо подготовленным в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого необходимо знать психологические и возрастные особенности развития дошкольников, и, в том числе, в сфере музыкального восприятия. Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу наметить последовательность задач и содержание музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешными станут его общее развитие и духовная культура. Давая слушать детям дошкольного возраста классическую музыку, музыкальный руководитель формирует основы музыкальной и духовной культуры. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.

Академик В. М. Бехтерев экспериментально доказал целесообразность использования произведений, вызывающих у детей положительные эмоции. Дети раннего возраста с удовольствием слушают музыкальные произведения старинных мастеров: И. С. Баха, А. Вивальди, Г. Телемана, В. А. Моцарта. Классическая музыка несёт серьёзную смысловую нагрузку. Музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, активизируют энергетические процессы организма и направляют их на физическое и нравственное оздоровление. Например, музыкальное искусство барокко и романтическая музыка содержат в себе триединство преображения человеческой души. Если обратиться к анализу духовности музыки И. С. Баха, то его символика энергетической стороны олицетворяет силу стремления человеческой души к божественному. Насыщенная в эмоциональном плане музыка П. И. Чайковского наделена высшей красотой духовного начала.

Создавая педагогическую систему, основанную на произведениях музыкальной классики, требуется решение проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребёнка. Необходимо выстроить музыкальный материал таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить своё отношение к звучащей музыке.

Форма организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями.

На первом этапе работы над любым музыкальным произведением дошкольнику необходимо помочь создать установку на восприятие музыки:

-обращаемся к историческому материалу;

- привлекаем знания из истории, литературы, изобразительного искусства.

На втором этапе обучения знакомства с музыкальным произведением, необходимо устроить небольшую дискуссию, в ходе которой у дошкольников формируется эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям.

Третий этап работы дошкольников над музыкальным произведением предполагает выражение своих чувств, мыслей в стихах, рисунках, поделках.

Начинать приобщать ребёнка к серьёзной музыке следует уже с первой младшей группы. Слушание классической музыки может проходить не в групповой комнате, а в привычной для детей обстановке, тем более что продолжительность слушания 2-4 минуты (такое количество времени дети 3-4-х летнего возраста способны внимательно слушать). Таким образом, происходит знакомство с классической музыкой: с лучшими образцами русской и западной классики, предоставляя возможность услышать эти произведения в исполнении выдающихся музыкантов на фортепиано, флейте, клавесине, арфе, камерного и симфонического оркестров.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно, громко и постоянно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Воспитатель, встречающий утром в приемной детей может включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А детский сад – это их второй дом. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». В. Г. Белинский.

Классической музыка помогает развитию интеллекта, так же снимает стрессы, повышает работоспособность, развивает художественные способности. Так же помогает лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, синдром Дауна, ДЦП и другие. Прослушивание классической музыки рекомендуется детям, которые во время внутриутробного развития страдали от недостатка кислорода. Цитохимический анализ, измерение пульса, артериального давления и ритма дыхания показали, что организм ребёнка под влиянием классической музыки лучше адаптируется к окружающей среде. У детей с различными неврологическими нарушениями после года музыкотерапии отмечаются значительные улучшения состояния здоровья.

Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1.«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2.«Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П. И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Анугама «Голоса океана».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. Голоса природы.

Слушание классической музыки благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

2. Подобраны специальные музыкальные произведения

3. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Влияние музыки на организм ребенка

• Григорианские песни - Снижают стресс, расслабляют и успокаивают.

• Маршевая музыка - Повышает мышечную работоспособность. Произведения В. Моцарта Й. Гайдна - Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение.

• Музыка композиторов-романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт) - Активизирует чувство любви к ближнему.

• «Юморески» А. Дворжака и Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона- Помогают при мигрени.

• Симфоническая музыка русских композиторов 19 века (П. Чайковский, М. Глинка). - Воздействует на сердце.

• Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в ребенке чувство сострадания.

• Вокальная музыка - Влияет на весь организм, но больше всего на горло.

• Музыка композиторов-импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель) - Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц.

Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

Музыка - одно из древнейших видов искусств. Она имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и интеллекта. Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны. В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические): благотворно влияют на общее состояние;

успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

способствуют нормализации частоты сердечных сокращении, дыхания, артериального давления, уменьшают боль;

способствуют концентрации, повышению жизненного тонуса ребёнка.

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

• коммуникативные способности детей,

• развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

• усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

• аккуратность, грамотность, творчество,

• усвоение учебного материала,

• формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше ребёнок, тем спокойней должна быть мелодия.

Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от ребёнка. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные).

Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причем не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.

Целебное воздействие музыки: При прослушивании музыки увеличивается выделение эндорфина, (приводит человека к эйфории (состояние блаженства, его ещё называют «гормоном счастья», и тем самым снижает потребность в лекарствах. Она также помогает отвлечься от боли и снижает нервозность», - поясняли ученые.

От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. ФотоотчетДуховно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. Фотоотчет Как мы отметили Рождество Христово в ГКУ СРЦН «Надежда» Цель: приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей средствами классической музыки в ДОУ
Опубликовано: 8 октября 2024 в 05:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами классической музыки в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД