Чаенкова Галина
Духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье
▼ Скачать +Заказ
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания :
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
Публикация «Духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье» размещена в разделах
активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Нам всем хорошо известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг и др. По определению академика Б. Т. Лихачева, духовность – это нравственно – эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Нравственность представляет собой сложное социально – психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиции, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей.
Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания. К педагогу - психологу родителей приводят самые разнообразные проблемы: сложности адаптации ребенка в ДОУ или школе; трудности в обучении или в общении с взрослыми и сверстниками; нарушение поведения, деятельности, внимания, памяти; повышенная утомляемость ребенка, двигательная расторможенность, страхи и другие невротические состояния. Очень много обращений по поводу развода родителей, ухудшения психического состояния ребенка в последующие за разводом месяцы, внутренняя жизнь ребенка сопровождается в это время мучительными переживаниями, возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются. Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, как показывает профессиональная практика, имеет духовно – нравственные корни. Утрачивается традиционное восприятие родительства и детства, треть детей рождается вне брака, в то время как 20 лет назад у нас в России рождался один ребенок из двадцати. В большинстве случаев эти дети получают меньше заботы, меньше материальных благ; часто - меньше любви. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. А сыну (дочери) нужна безусловная любовь, внимание. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. А без понимания и учета особенностей общения с детьми в каждой конкретной ситуации не возможен духовный прогресс ни для нас, ни для детей. Проблемы детей – это наши проблемы, и начинаются проблемы именно дома, в семье. А значит, и могут быть решены, там же. Важнейшей задачей родителей должно быть полноценное и гармоническое развитие ребенка, обогащение его внутреннего мира и сохранения эмоционального равновесия. Воспитывать – значит тратить свое время, свои душевные силы, а вовсе не деньги. Воспитывать – значит соучаствовать в жизни своего ребенка день за днем, значит жить его мыслями и переживаниями. Воспитывать – значит своим примером формировать модель поведения. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. «Мать праведная – ограда каменная, отец сына не на худо учит». «Сын отцу подражает, а дочь мать повторяет». А что усваивает ребенок, испытывающий дефицит тепла, участия, искреннего интереса к нему? Будет ли он чуток к другим: воспитателям, учителям, сверстникам, одноклассником? Или будет жить по закону джунглей – каждый сам за себя! Тем более что «откупаясь» от своего дитяти дорогими подарками и развлечениями, родители укрепляют в нем эгоцентризм, набирающий к школьным годам поистине шокирующие размеры. Так вот, с одной стороны, душевная черствость, а с другой, избалованность и вседозволенность приводят к ужасающим ситуациям и дают свои ужасающие плоды.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.
Конечно, от нас специалистов зависит многое. Но от родителей – еще больше. Без вашего участия и без вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не боитесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. Да обращение к психологу с каждым днем становится все больше и больше. Стали чаще обращаться отцы. Развелись, и жена не разрешает встречаться с ребенком. Четыре месяца мать не появлялась дома. Я с 3-х летним ребенком остался один. Понимаю, что отсутствие матери рассматривается как отрицательный фактор, искажает развитие объективных отношений, потребность в привязанности, собственный образ.. ., нарушается формирование «ядра личности». Сейчас сын находится с бабушкой, ходит в садик Я - отец, стараюсь сохранить спокойствие в семье и привить сыну духовные ценности. А сколько детей сирот, лишенных попечения родителей нуждаются в психологической помощи. У них резко снижена возможность новых привязанностей к взрослым, резко ограничено развитие способности устанавливать близкие и диалогичные отношения. Таких детей сразу видно. Их характерная особенность опереться на другого человека; несформированность образа «Я», что проявляется в неумении представить свои качества, тем более оценить их. Еще одна важная характеристика – амбивалентное, двойственное отношение к себе: с одной стороны, низкая дифференцированность, низкая степень осознанности своего Я, с другой - полная идеализация. Неустойчивая самооценка сочетается со стремлением к власти, значимости, превосходству. Однако, при условии оптимальных, доверительных усилий общения на игротеке со сверстниками и взрослыми возможности развития становятся реальными. Ребенок о себе, хотя и большими усилиями говорит: «Я – супер солнышко, со мной всем хорошо».
Оставить малыша на произвол судьбы – есть страшный грех, ума затмение. Помочь ему в беде хоть чем - нибудь – редчайший шанс, души спасенья. В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолога – педагогического просвещения родителей. На консультациях, «Игротеке для всех», Семейном клубе, мы развиваем активное нравственное сознание ребёнка и родителей, учим взрослых реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении сына (дочери, не раздражением и жестоким обращением, а наоборот, увеличением терпения и любви, мудрым наставлением, сердечным участием. Верим, что духовно – нравственное воспитание детей и родителей является самым насущным содержанием нашей работы.