Марина Юрьевна Емельянова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по духовно-нравственному воспитанию включает создание стройной системы приобщения детей с дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали.
Ключевые слова: духовно- нравственное воспитание, игра, взаимодействие с родителями.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» .
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы, как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
Цель воспитания :
1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Проводя занятия с детьми, педагоги решают определенные задачи:
• Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.
• Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности связывающей разные поколения.
• Обогатить знания детей об образе жизни людей, их трудовой деятельности.
• Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
• Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
• Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю. Если придерживаться этих задач и целей и систематически проводить беседы, игры, приобщать к народным традициям, использовать разнообразные методы в работе по развитию духовно-нравственных качеств, стараться совместно с родителями, можно будет говорить об успешном процессе духовно-нравственного воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.
Все мы знаем, что большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Рекомендуется:
-Чтение рассказов, несущих духовный смысл и обсуждение с детьми прочитанного материала.
-Рассмотрение репродукций и предметов искусства.
-Проведение дидактических игр.
-Постановка мини-спектаклей по сказкам. Обсуждение поступков героев.
Так как игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, то для детей младшего дошкольного возраста наиболее рациональным и доступным при духовно-нравственном воспитании будут игры : дидактической, возможно народные (хороводные). Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой можно рассказать о культуре и быте народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору” и другие).
Чувства уважения и гордости в младшем дошкольном возрасте прививают дидактические игры. Много словесных игр используются при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям, старшим так же необходимы для духовно-нравственного воспитания. К таким играм можно отнести и сюжетно - ролевые. Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод.
К нему относят:
1. Чтение воспитателем литературных произведений.
2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений.
3. Проведение диалогов с детьми.
4. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры.
5. Игра в загадки.
6. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам.
7. Разбор жизненных ситуаций.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», праздник «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», мероприятия, посвященные Дню Победы, «Именины березки» (Троица) и другие мероприятия, которые приобщают детей к народным традициям.
Кроме того, необходимо приобщать родителей к воспитанию и формированию духовно - нравственной культуры детей. Проводить беседы, консультации, родительские собрания, составлять папки – передвижки, предоставлять информацию о духовно - нравственном воспитании для того, чтобы и они стремились привить своим детям положительное отношение к эстетическим, нравственным и духовным ценностям.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Вывод
«Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Литература:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова // Педагогика, 1999 - №4. - С. 78-80
3. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М. : Мозаика-синтез, 2005. — 208 с.
4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Зарубежные психологи о развитии ребёнка — дошкольника. — М. : Мозаика-синтез, 2006. — 397 с.
5. С. А. Козлова. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М. : Просвещение, 1999. — 160