Александр Владимирович Гришин
Духовно-нравственное развитие школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Мы многое в жизни потеряли и можем еще многое потерять. Мы, люди, часто сталкиваемся с препятствиями и трудностями. Но я хочу сказать вам: не бойтесь идти к своей мечте, умойтесь святой водой и не бойтесь судов. Мы рождены, чтобы воплощать свои мечты в реальность, и никто не сможет нам запретить это. Раскройте свои крылья и позвольте духу укрепить вашу душу. Идите на встречу своей мечте и вы обретете гармонию, здоровье, а главное умиротворение и счастье. "Доктор души и тела - А. В. Гришин".
Публикация «Духовно-нравственное развитие школьника» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
В основе Концепции - формирование целостного пространства духовно-нравственного развития школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях российского народа.
Национальный воспитательный идеал - новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа,но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитании какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В соответствии с социальной ситуацией развития страны и обоснованием воспитательного идеала в Концепции описаны задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Они объединены в три группы: задачи в сфере личностного развития, задачи воспитания в сфере общественных отношений и в сфере государственных отношений.
Выделение этих сфер является одним из принципиальных положений в разработке ФГОС, которые, по мысли разработчиков, представляют собой общественный договор трех сторон, заказчиков в системе образования: индивид (человек, личность, общество и государство. Поэтому выделены приоритеты и требования каждой из заинтересованных сторон: индивидуальные (личностные и семейные, социальный заказ (общественные интересы) и государственные требования. Таким образом, обозначено намерение добиться в сфере образования баланса интересов личности (семьи, общества и государства, в противоположность ориентации на автономность и самоопределение человека в концепции гуманистического воспитания 90-х.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Представим перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания :
- патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, уважение к труду, бережливость);
- наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российский религий присваиваются школьникам в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах, формируемых на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Общие задачи воспитания и социализации учащихся систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Эти концептуальные положения, определяющие взгляд на воспитание граждан России на современном этапе ее развития, показывают, что принятый подход нельзя однозначно назвать личностно ориентированным, в том смысле, как его понимали в 90-е гг. Есть значительная коррекция гуманистической педагогики и ее ценностей в сторону социальной ориентации воспитания личности в школе. Педагогика на основе национальных ценностей отражает образовательную политику, последовательно проводимую правительством России на той методологической и научной основе, которую предлагают современная педагогика и психология, философия, социология.