Юлия Блинова
Досуговая деятельность «В русской избе»
«В русской избе»
Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, развитие творческих способностей воспитанников.
Предварительная работа: разучивание русских народных потешек, небылиц, прибауток, частушек, народных игр. Экскурсии в русскую избу.
Оборудование: куклы бибабо (кошка, лиса, заяц, ёжик, медведь, русские музыкальные инструменты (трещотки)
Публикация «Досуговая деятельность „В русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2020
Воспитатель встречает детей в русской избе :
- Проходите, ребятишки, девчонки и мальчишки!
- Хочу я проверить, хорошо ли вы знаете предметы, которые есть у нас в русской избе. Попробуйте найти в русской избе то, о чё м я вам загадаю загадки:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)
В ней готовят,
Варят, пекут,
Дрова, уголь,
Солому жгут!
(Печь)
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Деревянные ложки)
- Молодцы! Хорошо знаете, какие предметы есть в русской избе.
- Присаживайтесь! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Дети садятся на стульчики.
- Так уж на Руси повелось, чтобы жить - не тужить, весело время проводить сам народ стал сам для себя потешки, шутки да небылицы слагать. Наши дедушки и бабушки и плясали, и хороводы водили, и шутили и своих деток этому учили.
- Вот и я вам сегодня предлагаю повеселиться: поиграть, вспомнить потешки, небылицы да прибаутки.
Слышен плач. В избу входит царевна Несмеяна и плачет.
Воспитатель: Кто это тут плачет, что случилось?
Несмеяна: Это я плачу. А плачу от того, что мне всегда грустно. Меня царь-батюшка так и зовёт - Несмеяна.
Воспитатель: А тебе самой-то плакать не надоело?
Несмеяна: Ой, как надоело, да меня никто рассмешить не может. Слёзы сами так и льются.
Воспитатель: Может наши ребята попробуют тебя рассмешить?
Несмеяна: Хорошо, пусть попробуют.
Воспитатель: Ну, что ребята, возьмёмся за это нелёгкое дело? Рассмешим Несмеяну?
- У меня к ребятам вопрос, кто потешек знает воз?
1.
- Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
2.
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
3.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди доганяй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Воспитатель: Ну, как, Несмеяна, стало тебе веселей?
Несмеяна: Нет, не стало. Всё равно грустно (плачет).
Воспитатель: Ну это не беда.
Ой ду-ду, ой ду-ду
Грянул ворон во трубу.
Зашумели леса и пошли чудеса
А в лесной избушке затопилась печь
Пироги покушай, небылицы послушай!
1. Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
2. Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей
3. Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
4. На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Несмеяна Такого не бывает! Что же тут смешного. Не весело мне, не весело! (топает ногами и плачет)
Воспитатель: Есть ещё один верный способ рассмешить царевну – пригласить её поиграть! Несмеяна, выходи, поиграй с нашими ребятами в игру «Золотые ворота»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.
Описание игры: выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки произносят слова:
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Воспитатель: Молодцы! Какие все ловкие! Давайте спросим Несмеяну, смогли мы её рассмешить хоть немного?
Несмеяна: А что тут весёлого? Устала я, а от этого мне ещё больше плакать хочется (плачет) Может ваши ребята что-нибудь ещё весёлое знают?
Воспитатель: Конечно, знают! Прибаутки!
– Ты пирог съел?
– Нет не я!
– А еще хочешь?
– Хочу!
– Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!
– Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Зачинить можно?
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Да один ворот остался.
Несмеяна: Совсем не смешно. Не знаю, что все смеются? Не хочу я никакие прибаутки слушать.
Воспитатель: А что же ты хочешь?
Несмеяна: Плакать… (плачет)
Воспитатель: Ну, так дело не пойдёт. Есть у нас ребятами ещё одно верное средство – частушки. Споём ребята?
1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2. Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.
3. Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
4. Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Воспитатель: Угодили тебе ребята. Сумели хоть немного рассмешить?
Несмеяна: Совсем немножко. Но мне ещё грустно.
Воспитатель: Сейчас прогоним твою грусть – тоску весёлой игрой. Выходите ребята, приглашайте царевну на игру «Пирог»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
Несмеяна: Вот так рассмешили вы меня! Молодцы! Такая весёлая игра. Пойду сейчас во дворец, буду с подружками играть!
Воспитатель: Рады мы, что помогли тебе, Несмеяна. Если вдруг грустно станет, приходи к нам в гости.
Ну что ж, ребята, мы сегодня не только сами повеселились, но и доброе дело сделали. Помогли Несмеяне, рассмешили её.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Стрельцова Л. Е. «Литература и фантазия» [Текст] /Л. Е. Стрельцова – «Просвещение», 1992