Ирина Гурина
Досуг «От паровоза до Сапсана» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей представления о работе железной дороги
Обучающие задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о железной дороге. Закрепить названия профессий железнодорожников.
Развивающие задачи: Формировать у детей навыки безопасного поведения на железной дороге. Развивать интерес к железнодорожному транспорту, его истории.. Развивать диалогическую речь, самостоятельность, активность, умение работать в коллективе..
Речевые задачи: активизация словаря: тепловоз, локомотив,, багаж, носильщик, купе. Вокзал, перрон, платформа. цистерна, пассажиры, проводник,
Публикация «Досуг „От паровоза до Сапсана“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к труду железнодорожников, чувство гордости за РЖД. Воспитывать настойчивость, смекалку, чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: познание, ФЦКМ, коммуникация, социализация, безопасность, чтение худ. литературы, музыка
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы,
Предварительная работа:
1 Беседы с детьми о ж/д, рассматривание иллюстраций, открыток, тематических альбомов
2 Знакомство с историей и символикой железной дороги.
3 Сбор информации об истории паровоза в интернете
Чтение детям произведений:
Е. Трутнева «Вокзал»
Б. Житков «Что я видел»
Г. Михайлова «Непослушный вагон», «Неожиданная остановка»
Г. Шалаева «Как вести себя в поезде»
Е. Иванова «Сказки старого семафора. Где кончаются рельсы?»
А Сорокин «Пых-пых и Чух-чух;
«Паровозик из Ромашково»
Чтение энциклопедии «Поезда
4 Беседы: «Поезда дальнего следования», «Пригородные поезда», «Товарные поезда»
5. Просмотр презентации «Что такое железная дорога»
6 Исследовательская деятельность «Как работал паровоз»
7 Загадывание загадок о транспорте
8 Повторение чистоговорок на тему ж/д транспорта
9 Дид. Упражнения: «Угадай профессию»
«Дополни предложение»
«Назови дорожный знак»
10 Художественное творчество:
а) Рисование «Что мы видели из окна поезда?» Коллективная аппликация «Скорый поезд»
б) Конструирование «Мост через железную дорогу»
в). Изготовление атрибутов к сюжетным игра
г) Продуктивная деятельность:«Веселый поезд»
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
Много лет назад, в нашей стране совсем не было железных дорог. Как вы думаете, как люди перевозили товар в другие города?
(на баржах, лошадях) Показ иллюстраций.
-Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и идут лошадки, сменяя друг друга по пыльным трактам в другой город.. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь – долгое время ни куда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают, мелеют – и опять не пройти и не проехать. (показ иллюстрации)
Дальние путешествия на лошадях занимали очень много времени: уставали и люди, и, конечно же, лошади. Лошадей приходилось постоянно менять. В карете, которую везли лошади, могло поместиться не больше десятка человек.
Но люди – это изобретатели. И вот уже вместо маловместительной кареты был придуман целый небольшой вагон, где могли сразу разместиться 20-30 человек. Вагон этот везли лошади, а чтобы везти лошадям было легче, вагон поставили на рельсы. Так 200 лет назад
В какой стране появилась первая железная дорога? (в Англии)
В Англии, появилась первая в мире городская железная дорога с конной тягой. Называлась она? (конка)
Все понимали, что нужны России другие дороги. Дороги, которым будут не страшны ни морозы, ни жара, ни ураганы – и придумали железную дорогу. Родиной железной дороги. считается Урал.
Ребята, а вы знаете, кто изобрел первый паровоз (ответы детей) (иллюстрация)
Отец и сын Черепановы изобрели и построили «пароходный делижанец» и чугунную дорогу к нему. (иллюстрация первой железной дороги)
-Первая железная дорога. соединила два наших самых больших города Москву и Петербург, и по ней поехал первый паровоз. (показать детям первый паровоз)
Ребята, а как паровоз приводится в движение?
. Паровоз приводится в движение при помощи пара и воды. Чтобы нагреть воду и получить пар, разжигали огонь и сжигали в нём уголь. Уголь подбрасывал в огонь кочегар (была раньше такая профессия на железной дороге). Это был очень тяжёлый труд – бросать в огонь уголь. Ну а сам паровоз вёл машинист. Сейчас паровоз – это уже музейный экспонат. На современной железной дороге его не встретить. (показать детям старинный паровоз)
На смену паровозу пришел тепловоз. Кто нам расскажет тепловозе? (иллюстрация)
На смену тепловозу пришел электровоз. Кто нам расскажет об электровозе? (иллюстрация)
Правильно, молодцы.
Паровоз, тепловоз, электровоз – это локомотивы, машины, которые приводят в движение поезд.
А что такое тогда поезд?
Если к паровозу, тепловозу, электровозу, т. е. к локомотиву, прикрепить вагоны, то получится поезд.
Задание «Кто быстрее произнесет чистоговорку».
Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят, тараторят, тарахтят.
Давайте с вами поиграем в интересную игру «Весёлый паровоз» (подвижная игра).Детям раздаются карточки с номерами. У ведущего звуковой сигнал. Дети ходят под музыку, по сигналу вагончики должны построиться за своим паровозом по порядку
Поезда бывают разные.
Какие вы знаете поезда?
Дети.
Пассажирские, грузовые, пожарные.
Воспитатель.
Кого везёт пассажирский поезд?
Дети.
Пассажиров, багаж, почту.
Воспитатель.
Что перевозит грузовой поезд?
Дети.
Грузы: технику, товары, машины, зерно и т. д.
Воспитатель.
Есть ещё поезда, которые помогают в тушении огня при пожаре, когда, например, горит лес рядом с железнодорожными путями или случился пожар на станции. Как мы назовём поезд, который прибудет на пожар? Какой он? (пожарный (иллюстрация)
А вот если сломается состав посредине пути, то на помощь ему приедет ремонтный поезд с мастерами, которые починят поломку. (иллюстрация)
Ребята, посмотрите, вот два поезда. (иллюстрация)
Чем отличаются пассажирский и грузовой поезд? (ответы детей)
Ребята, а что можно делать в пассажирском поезде? (сидеть, лежать, спать, кушать, смотреть в окно, играть).
Конечно, дорога длинная, можно и поиграть.
Перед вами пазлы. Ваша задача собрать их и определить какой поезд вам достался. (пассажирский - везет людей; грузовой - который перевозит разнообразные грузы, поэтому и вагоны у него различные; пожарный - помогает при пожаре; ремонтный – используется при ремонте или прокладке новых путей).
А как называется здание, где пассажиры сидят и ждут поезда? (Вокзал (иллюстрация) Всего в Москве 8 вокзалов. Вы знаете названия каких-нибудь вокзалов (ответы детей)
Ребята, следующее наше задание «Помоги поезду доехать до вокзала»
Детям раздаются листы с изображением железной дороги и поезда, надо выбрать правильный путь до вокзала.
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее.
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее.
Конкурс загадок «Ответь быстро»
1. Что берут с собой пассажиры в дорогу? Как одним словом называется у пассажиров сумки, чемоданы (багаж)
2. Как называется заграждение на переезде? (Шлагбаум)
3. Как называется впереди стоящий тягач, который тянет все вагоны (локомотив)
4. Где ремонтируют поезда? (В депо)
5 Как называется место, где поезда ездят под землей (Метро)
6 Как называется поезд, который едет по одному рельсу (монорельс)
7 Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара.
Паровозова – сестричка.
Кто такая? (Электричка)
8 Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты. (вокзал)
9 В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (рельсы, шпалы, поезд)
10 На большие расстоянья, мчится он без опозданья. Этот поезд вмиг исчез, называется… (экспресс)
11 Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой. (поезд)
12 Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь, прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс, и называюсь…. (паровоз)
13 Они бывают разные, зелёные и красные. ,голубые, спальные, мягкие, трамвайные. хвостовые, почтовые. Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут. (вагоны)
14 Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. (перрон)
15 Хоть имеет он два глаза, но не смотрит всеми сразу, А глядит всегда одним, машинист следит за ним. (семафор)
Молодцы!
Физкультминутка.
Посидели, где придётся (приседание).
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан (наклон, достать пальцами носки ног).
Очень быстро мы бежали (бег на месте,
К поезду не опоздали (руки на поясе, повороты корпуса вправо-влево).
Всем билеты показали (вытягивать поочерёдно сначала правую, потом левую руку).
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх).
Заняли места в купе (руки на поясе).
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой).
Ребята, а кто же управляет поездом?
Машинист – очень важная,нужная, почетная, ответственная профессия на железной дороге: машинисты водят поезда, без машиниста поезд не тронется с места.
Но, кроме машиниста, на железной дороге есть ещё много важных и нужных специальностей
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай профессию». Наши дети будут загадывать загадки о железнодорожных профессиях. Загадки эти непростые – они в стихах. Мы очень внимательно слушаем, а потом говорим, о ком идёт речь.
1-й ребёнок.
Предъявить свои билеты
Пассажиров просит он.
Полку нужную укажет,
Про дорогу все расскажет,
Чай душистый принесет
И в вагоне подметет? Проводник
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением проводницы, рассказывает об её одежде, показывает стаканы с подстаканниками в экспозиции, ж\д билет.
2-й ребёнок.
Стук летит из–под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а …. (машинист)
Воспитатель показывает иллюстрацию
А как называется профессия человека, который находится в кабине рядом с машинистом, помогает ему во всём?
Дети.
Помощник машиниста.
3-й ребёнок.
От вагонов до вагонов
Кто шагает вдоль перрона?
Кто за смазкою следит?
Каждый болтик оглядит?
Молотком коротконосым
По стальным стучит колесам?
И выслушивает их,
Словно врач своих больных?
Чтоб аварии в пути
Не могли произойти. Осмотрщик вагонов
Воспитатель показывает иллюстрацию инструментов нужных для работы осмотрщика вагонов, объясняет, для чего это надо.
Воспитатель показывает фуражку машиниста, показывает иллюстрацию (а затем помощника машиниста).
4-й ребёнок.
Молоток в руках его
С длинной ручкой гладкой.
Для разбивки костылей,
Чтобы рельс лежал ровней
На стальной подкладке,
Ключ для гаек угловой,
Два флажка на поясе,
Чтоб сигналить поезду. Путевой обходчик
Воспитатель показывает иллюстрацию инструментов.
Железная дорога работает в любое время года, в любую погоду должны поезда придти вовремя на станцию и в любое время суток. И путевой обходчик в любое время дня и ночи должен обнаружить и устранить неполадку на железнодорожных путях. Сделать это ночью, когда темно, ему поможет фонарь.
5 ребенок
Пропускает поезда,
знает все – кому куда.
Поезд примет и отправит,
зря на месте не оставит,
через станцию пропустит,
все запомнит, не упустит (дежурный по станции)
Воспитатель.
Флажки сигнальные, с помощью которых дежурный по станции даёт сигнал прибывающему или отходящему поезду.
"Назови правило»
(каждый ребенок получает карточку с изображение правила) Вот сейчас ребята познакомят нас с правилами поведения на железной дороге.
1ребенок. Переходить железную дорогу нужно по специальному настилу, по подземному или надземному переходу.
2 ребенок. Нельзя стоять на краю платформы – может затянуть под колеса вагона – это опасно для жизни.
3 ребенок. Нельзя ходить и играть на железнодорожных путях – можно не заметить поезда и случится беда- - это опасно для жизни.
4 ребенок. Нельзя запрыгивать в вагон, когда отправляется поезд.
5 ребенок. Нельзя пролезать под колесами стоящего поезда, - поезд в любой момент может тронуться –это опасно для жизни.
6 ребенок. На вокзале, перроне нужно держаться за руку взрослого.
7 ребенок. Нельзя высовываться из окна поезда на ходу.
8 ребенок. Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближением поезда – можно сильно травмироваться – это опасно для жизни.
9 ребенок. Нельзя выпрыгивать из вагона, пока не остановился поезд – это опасно для жизни.
«Загадки на смекалку»
Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
* Бегут по рельсам паровоз и пароход. Кто первым прибудет на вокзал?
* Летели по небу тепловоз и самолёт. Кто долетит быстрее?
* Чем начинается, и чем заканчивается железная дорога для пассажира?
А как называются в России самые быстрые поезда? (Сапсан, Ласточка)
Эстафета "Скорый поезд".
Первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки. Вместе они опять проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда первый игрок - "локомотив" возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок.
Вот сколько много мы с вами узнали об истории железнодорожного транспорта и поездах