татьяна коняева
Сценарий экскурсии «Ясеневские пруды» (подготовительная к школе группа группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий экскурсии «Ясеневские пруды»
(подготовительная к школе группа группа)
Цель: формирование интереса детей к изучению живой и неживой природы на примере Ясеневских прудов.
Задачи:
- закрепление знаний детей об обитателях водоёма и его береговой растительности;
Публикация «Сценарий экскурсии „Ясеневские пруды“ (подготовительная к школе группа группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
-знакомство с видовой классификацией уток, их приспособлениями для жизни в водоеме и добычи пищи;
- воспитание заботливого и бережного отношения у детей к обитателям водоёма.
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический; беседа, игра, наблюдение.
Материал и оборудование: письмо, контейнеры для сбора природного материала, две щётки,цветные восковые мелки планшеты и бумага для акварели по количеству детей, три набора картинок (птицы, рыбы, листья)
Предварительная работа: беседа об обитателях водоёмов и береговой растительности; чтение рассказа Мамин -Сибиряк «Серая шейка».
Организационная работа: предварительный осмотр места проведения экскурсии, знакомство с состоянием объекта; разработка маршрута экскурсии, плана размещения детей для наблюдения и игр; инструктаж о безопасном поведении у водоёма.
После экскурсионная работа : выставка рисунков «Ясеневские пруды»; оформление альбомов «Что растёт на берегу», «Обитатели пруда», эксперимент «Зачем уточке лапки-лопатки», выставка совместных работ из природного материала «Осенняя Фантазия».
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла по лесной тропинке, то вспомнила, что захватила хлеб, чтобы покормить птиц. Вы знаете, что очень много голубей слетается к кормушкам.
И вот один из них подлетел ко мне совсем близко и передал конверт, а в нём приглашение. Но не простое, а вот такое. Посмотрите (показывает схему). И ещё письмо. Давайте прочитаем.
Здравствуйте, друзья! Мы живём на водоёме, который находится не далеко от вашего садика. Наш друг голубь должен передать вам послание. Мы вас очень ждём. Кто мы, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Я птица перелётная живу я на пруду
И плавать я умею, и крякать я могу.
Воспитатель: интересно, кто же эта птица? Давайте подумаем (ответы детей).
Воспитатель: Если они нас ждут, значит, им нужна наша помощь. А может они хотят нам что-то показать или рассказать? Вот схема, по которой мы должны отправиться в путь (рассмотреть схему).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему, мы уже пришли.
Это Ясеневские пруды. Вы знаете, почему их так назвали? (Ответы детей)
Правильно, потому, что они расположены в нашем районе Ясенево. А образованы они одним из притоков реки Битцы. Это каскад из трёх прудов Верхний, Средний и Нижний (показывает).
Воспитатель: А вот и наши уточки. Посмотрите, какие они красивые. Давайте за ними понаблюдаем и подумаем, зачем же они нас позвали? (Предположения детей).
Воспитатель: Мы с вами знаем, что дикие утки в природе сами должны заботиться о своем пропитании и о питании для своих птенцов. А вы знаете, что утки являются отличными пловцами, поэтому без труда добывают корм даже на глубине 2-3 метров. Для глубокого нырка они отталкиваются от воды задними лапами, а затем используют свои перепончатые лапы для того, чтобы грести под водой, выискивая вкусные водоросли и насекомых.
С самого раннего возраста большинство утят, сами начинают добывать себе пищу, причем не зависимо от условий обитания. Все дело в том, что в медленно текущих водоемах, как правило, больше корма, которым питаются дикие утки.
Основным кормом для разнообразных видов уток являются насекомые и их личинки, различные водоросли, а в некоторых случаях, утки также могут ловить и поедать мелкую рыбу. У уток есть прекрасные приспособления для добычи пищи в воде – это перепончатые лапы и клюв с зазубринами. Клюв уток устроен очень интересно – по краям клюва есть небольшие щеточки, так называемый цедильный аппарат. Утки опускают клюв в воду с ряской, полощут им там, достают и проглатывают пищу: через щеточки вода выливается, а пища остается. Теперь я вам покажу, как это происходит.
Проводится эксперимент. Воспитатель надевает на руки щетки и захватывает ими траву, затем погружает в воду, полощет, вытаскивает и дети наблюдают, как вода стекает, а трава остается на варежке-щётке.
Воспитатель: Так они едят. Рацион питания заставляет уток перелетать на дальние расстояния. Большинство видов уток возвращается с зимовки в Северное полушарие именно из-за изобилия насекомых, которыми они могут выкармливать свое потомство во время сезона гнездования. Посмотрите, я покажу вам картинками с разными видами уток, а вы найдёте наших уточек, и мы запомним, как они называются.
Воспитатель показывает картинки, дети сравнивают и находят утку крякву, выделяя её отличительные признаки.
1. 2.
3. 4.
1. Кряква. 2. Гоголь. 3. Нырок. 4. Мандаринка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему одна уточка такая яркая, нарядная, а вторая, серенькая не приметная? (Ответы детей) Просто в животном мире принято самцам ухаживать за самками, привлекая их внимание своим ярким видом. А уточки должны высиживать своих птенцов и прятать их в траве, поэтому их окрас невзрачный.
Давайте мы с вами сядем на скамейку и нарисуем утиную семью. Маму утку, папу селезня и их детей утят. (Дети рисуют цветными мелками). А теперь пройдем по аллее вокруг пруда. Посмотрите, какие красивые деревья. Здесь растут клёны, липы, старые ивы, рябина, молоденькие берёзки. Хотите поиграть? Я вам покажу картинки с изображением листика, в вы найдёте дерево, которому принадлежит этот лист (дидактическая игра «Чей листок?») 1. 2. 3.
4. 5.
Листья:1клёна, 2ивы, 3рябины, 4берёзы, 5липы.
После игры воспитатель предлагает собрать листочки в контейнеры, чтобы в группе сделать аппликацию на тему «Утиная семья».
Воспитатель: Пройдёмте на Нижний Ясеневский пруд. Там рыбаки ловят рыбу. Вы знаете, какая рыба живёт в этом пруду? (Ответы детей). Караси или ротаны, реже окунь, плотва и щука (показывает картинки с перечисленными рыбами).
1. 2. 3.
4. 5.
1. карась, 2. ротан, 3. окунь, 4. плотва, 5. щука
Воспитатель: А какую игру про рыб мы с вами знаем? Дети отвечают:
«Караси и щука». Хотите поиграть? (Проводится подвижная игра)
Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет три-четыри, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 7-8 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".
После игры можно предложить отдохнуть. Выпить воды и перекусить. Покормить птиц и рыб крошками хлеба.
Воспитатель: Ребята, если вы уже отдохнули, то можно пройти к Среднему Ясеневскому пруду, туда, где расположен мемориал военным моряка. В этот военный памятник входят различные флотские орудия, якоря и другая военная морская атрибутика. Гранитный камень под памятный знак привезен с берегов реки Истры, где в годы войны героически сражались при защите Москвы моряки батальона морской пехоты Тихоокеанского Флота.
Можно предложить детям самостоятельно осмотреть мемориал.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилась наша прогулка? А что понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Пройдемте, попрощаемся с уточками, которые нас пригласили. И не забудьте, что с приближением холодов еды у них становится меньше. Поэтому давайте чаще приходить вместе с родителями на пруд и приносить хлеб, чтобы помочь уточкам подготовиться к тяжелому перелёту.