Виктория Мосягина
Сценарий досуга для старшей группы «Капустные вечёрки»
Цель:
- познакомить детей с тем, как квасили капусту на Руси.
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
- знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями;
Материал: игра «Чудесный мешочек» -овощи, мяч, капуста, корыто, тяпка, полотенце, салфетки, презентация по теме, народная музыка.
Словарная работа: квасить, тяпка, корыто, вилок, кадушка, лихое.
Публикация «Сценарий досуга для старшей группы „Капустные вечёрки“» размещена в разделах
Предварительная работа: разучивание с дошкольниками русских народных хороводов, подвижных игр. Отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок, примет об овощах, осени.
Ход досуга: Слайд 1.
Добро пожаловать гости дорогие.
Слайд 2.Я принесла вам мешок с осенними подарками (Игра «Чудесный мешочек»).
Слайд 3. Раньше капусту собирали просто руками,
Слайд 4. а сейчас машинами. Капусты сажали всегда много, собирали большой урожай. Что же делать с таким урожаем, как его сохранить?
Слайд 5. Сегодня я расскажу вам об одном старинном обычае русского народа – о капустных вечерках! Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай делали заготовки на долгую зиму.
Слайд 6. В октябре, на Руси, было принято на зиму, квасить капусту. Часто выручала она людей во время голода. Поэтому и сложил русский народ про нее поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят».
Слайд 7. Квашеная капуста очень полезна для здоровья. В ней много витамина С. Сок квашеной капусты применяется в народной медицине при заболеваниях. А еще, в старые времена девицы умывались соком квашеной капусты для того, чтобы кожа была белая да гладкая.
Слайд 8. - Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о капусте?
1 ребенок. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
2 ребенок. Осенью ни один рот без капусты не живет.
3 ребенок. Без капусты щи не густы.
4 ребенок. Премудрость во щах, вся сила в капусте.
Чтобы капуста выросла тугой, белой и вкусной, много трудились люди да складывали об этом разные потешки и заговоры.
Капуста виласта
Не будь голенаста,
А будь пузаста!
Не будь пустая,
А будь тугая,
Вкусная да молодая.
Слайд 9. - Чтобы капуста уродилась тугая, девушки и парни завивали хоровод. Давайте и мы с вами заведем хоровод про капустку белокочанную.
Хоровод «Вейся, вейся, капустка»
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу.
1. Вейся, вейся, капустка
Вейся, вейся, белая
Как же капустке не вится
Как же не ломиться
Выпал частый дождик,
Сильно поливает
Белую капустку ломает. Ведущий ведет детей «змейкой».
2. Да мы уж вьем,
Мы всем капустыньку,
Да завиваем золотой кочешок,
Да завиваем приговариваем:
Да я у батюшки в терему,
Да я у матушки высоко. Хоровод движется «завивается улиткой».
3. Вейся, завейся, капустка
Вейся, завейся, белая
Вейся, развейся капустка
Вейся, развейся, золотой кочяшок. Движения повторяются в обратном порядке – капуста «развивается».
Слайд 10. - В заготовке капусты на зиму хозяйке помогали соседки да молодые девушки. В старину капусту для засолки шинковали в деревянных корытах (показ) и пользовались вот такими орудиями – тяпочкой или сечкой.
Слайд 11.
Вы, ребята не зевайте
И хозяйкам помогайте.
Вот капуста ядреная,
Сечки наточенные.
Эй, подружки, выходите
Да капусту порубите.
Слайд 12. – Мы ребята сейчас будем рубить капусту.
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
Слайд 13. - Чтоб капустка была сочна да вкусна, её не только рубят, а, ещё посолив, жмут и мнут, чтоб сок родимая дала. А добавив в капусту морковку, клюкву или бруснику, она будет не только вкусной, но и красивой
Слайд 14. Складывали готовую капусту в деревянные бочки – кадушки.
- На капустниках не только рубили капусту, но успевали и песни попеть, и пошутить, и в игры поиграть. Давайте и мы поиграем.
Слайд 15. (Игра «Капуста»- аналог горячий камень)
Рефлексия:
- Ребята, сегодня вы узнали о капустных вечерках. В чём квасили капусту? Чем ее рубили? Запомните: в октябре капуста на столе – царица!
- Давайте попробуем, что получается, если капусту – заквасили.
(Ребята пробуют)
Вам понравилось? Дети выбирают смайлики (веселые или грустные). До новых встреч!