Татьяна Скрягина
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гости к домовёнку Кузе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать дифференцированные представления: о некоторых атрибутах русской традиционной культуры (домашней утвари, национальной одежды, знакомить детей с их значением;
2. Воспитывать интерес к объектам русской традиционной культуры.
Материал: лошадки, ширма, русская печь, чугунок, ухват, овощи, кукла Кузя.
Приё мы:
1. беседа о русском национальном костюме
2. игровой (едем в гости, чтение потешки)
3. сюрпризный момент с Кузей
4. беседа о домашней утвари
Темочки:
- Домовой, домовенок
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2019
5. имитация игры на музыкальных инструментах с использованием художественного слова.
Словарная работа: Русская печь, чугунок, ухват.
Ход досуга:
Воспитатель, встречает детей, здоровается. Предлагает детям сходить в гости к Кузе. Но, на улице холодно. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
В-ль: Значит, мы с вами должны одеться. Оденемся мы в одежду, в которой ходили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрите на иллюстрации…
Сравним с одеждой, в которой ходят сейчас.
Дети с помощью воспитателя называют предметы одежды (полушубок, ушанка, шаль-платок, валенки, варежки).
Имитируют одевание.
В-ль: Все оделись, все готовы? Молодцы!
А поедем мы с вами на лошадях, запряжённых в большие, деревянные сани. Усаживайтесь поудобнее, поехали:
Ты беги лошадка, выше, выше ножки
Мы с тобой поедем прямо по дорожке (цокают)
Ну, вот мы и приехали.
(Перед нами ширма домик. Дети закрывают глаза, ширма открывается. Воспитатель переодетый в хозяюшку (фартук, платок с кистями)
Встречает детей.
Хоз-ка: День добрый, детушки! Проходите, раздевайтесь!
Дети: Здороваются. Здравствуй, Хозяюшка!
Хоз-ка: Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Много у меня ребят, и для каждого ласковое слово найдется:
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладкие яблочки в саду.
Живу я в этой избе со своими друзьями. С одним из них я вас сейчас познакомлю. Это домовенок Кузя. Мудрый и строгий, за порядком в доме следит, хозяйке не вредит только любит все прибирать и экономить. А вот и он все прячется, выходи к нам Кузя поздоровайся с гостями. (Держу куклу в руке) Что ты там говоришь «Я их боюсь!». Не бойся ребята добрые, веселые, они же к нам в гости пришли! (Кузька убегает за печь.)
Хоз-ка: Гости мои милые, детушки любимые. Оглянитесь вокруг да скажите вдруг: Какие знакомые предметы вы видите в избе.
Дети называют (половик, стол, лавки, и т. д.)
Хоз-ка: А что в избе больше всего места занимает?
Дети: Печка.
Хоз-ка: Верно печка. Эта печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите мне: для чего нужна русская печь?
Дети: Печь нужна, чтобы в избе тепло было и чтобы готовить еду. На печи можно полежать и погреться.
Хоз-ка: Верно дети. Печь моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в печи! Сегодня я хочу сварить вам щи. Вам мама дома их варит? Вы их любите? Какие овощи мне для этого нужны?
Дети отвечают.
Хоз-ка: А в чём я буду их варить, узнаете, если загадку отгадаете:
У печи стоит предмет,
Он тяжёлый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен,
В нём сготовить можно ужин.
Дети: чугунок.
Хоз-ка: Правильно чугунок. Называется так, потому что сделан из чугуна. Чугунок крепкий, его можно смело в печь ставить. Я в нём и щи, и кашу варю. А ваши мамы, в чем готовят
Дети: В кастрюле.
Хоз-ка: А почему не в чугунке.
Дети: Мама готовит на газовой (элект.) плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они намного легче, у них есть ручки, за которые удобно держать.
Хоз-ка: А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не запачкается и не прогорит. Для того чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру ухват (показывает). Про ухват и загадка есть:
Стоит в углу палка,
На ней металлическая рогатка.
Вы запомните эту загадку. Я вам её потом загадаю, а вы уже будете знать. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок и не поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы с ухватом управляться, нужна ловкость. Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?
Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом и приподнять его.
Хоз-ка: Трудно? Для этого нужно тренироваться. Ну, хватит баклуши бить - давайте щи варить. Какие мне для этого нужны овощи?
Дети называют (картошка, морковка, лук, капуста)
Хоз-ка: Правильно ребята. А капусту мы с вами вместе нарубим.
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим».
Чтобы щи сварить, нужно овощи водой залить. Вот и готово. Куда поставим чугунок?
Дети: В печку.
Хоз-ка: В русскую печь. А какой предмет мне понадобится, чтобы чугунок поставить в печь, а руки не обжечь?
Дети: Ухват.
Хоз-ка: Чугунок в печи пристрою. А пока щи варятся, мы с вами позабавимся.
(из-за печки «Ап-чи-хи»)
Ой, кто это за печкой сидит? Да это же домовёнок Кузя. Выходи, выходи да с ребятами поиграй. Чего ты их боишься?
Кузя: Я не боюсь, я приглядываюсь. Очень уж захотелось мне с вами поиграть.
Сидит Ваня удалой
Под зелёною сосной,
В дудочку- рожок играет,
Ребятишек потешает!
Поиграем вместе с Ваней?
(все имитируют игру на дудочке)
Кузя: Мамушка, беда:
Гармошка худа!
Надо денежки копить,
Гармошку новую купить,
Гармонь новая, сторублёвая!
(покажем, как на гармошке играют) имитируют игру на гармошке.
Кузя: Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Для веселья ей нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша…
Дети: Балалайка
Хоз-ка: А на балалайке играют вот так! (показывает)
Кузя: Ах, какие молодцы!
Хоз-ка: Ребята, а Кузе интересно, чем же мы с вами здесь занимались? Что варили? В чём варили? Чем брали чугунок? Куда ставили?
Дети: Щи варили, в чугунке, ухватом, в русскую печь.
Кузя: А когда же мы щи-то хлебать будем?
Хоз-ка: А нам их на обед в дет. саду дадут.
Кузя; Ах, так ну тогда я пошёл к себе за печку.
Дети и хоз-ка прощаются с Кузей (хоз-ка переодевается в вос-ля)
Вос-ль: Ну, вот ребята пора и честь знать, нам с вами пора возвращаться в детский сад, одевайтесь, нас с вами уже лошади заждались.
Все оделись? Все готовы? Садитесь поудобнее, поехали!
Ты беги лошадка выше, выше ножки
Мы с тобой поедем прямо по дорожке (цокают)
Вот мы и вернулись в детский сад, раздевайтесь ребята.
А пока вы одевались Кузя мне для вас подарочки передал, на память о встрече с ним. Это портрет Кузи. Вам ребята понравилась встреча с Кузей, вы не устали?
А вот вам задание «Нарисуйте рисунки о нашей встрече и пришлите их Кузе».
А живет он в детском саду. До свиданья.