Папки-передвижки

Доступные средства языковой выразительности для детей дошкольного возраста

Вера Михайловна Лукичева
Доступные средства языковой выразительности для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм,- стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных особенностей.

Однако каждый взрослый в определенный момент сталкивается с появлением определенных трудностей в использовании детьми новых средств выразительности. На смену радостному восприятию четверостиший, часто сопровождаемому ритмичным хлопаньем в ладоши, притопыванием, приходит или сдержанное вслушивание ребенком в содержание, или вообще нежелание слушать рифмованное произведение.

Публикация «Доступные средства языковой выразительности для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К. И. Чуковский в своей книге «От 2х до 5ти» отмечал, что интересное, особенно приключенческое содержание привлекает детей, а сложная, непонятная форма художественного поэтического образа настораживает и даже пугает детей.

Для преодоления возникших противоречий и сохранения живого интереса детей к поэзии, к художественному слову, необходимо помочь детям освоить доступные им средства языковой выразительности, такие как метафора, образное сравнение.

Я предлагаю вам систему работы по знакомству детей с явлением многозначности, как одним из простейших способов метафорического переноса (простая метафора, как подготовительным этапом к освоению более сложного средства языковой выразительности – метафорой.

В словаре лингвистических терминов Д. Э. Розенталя многозначность определяется как наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.

Многозначность возникает разными путями: перенос названия

По сходству : зерно злаков – зерно истины;

По функции: перо гусиное – перо стальное;

По смежности: говяжий язык – иностранный язык.

Явление многозначности широко представлено в таких литературных жанрах как загадки.

Под сосною у дорожки,

Кто сидит среди травы :

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

Загадки являются наиболее эффективным средством для освоения детьми явления полисемии и умении использовать это явление в своей собственной речевой деятельности.

Знакомя детей с многозначными словами, я ставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей видеть несколько значений многозначных слов и понимать основание для пере-носа названия.

2. Обогащать словарь детей за счет узнавания нескольких значений одного слова.

3. Развивать умение сочинять загадки за счет использования нескольких значений одного слова.

Как показала практика, обучение детей умению находить эти слова («цветные слова» «волшебные слова», - назовите их вместе с детьми, как вам нравится) лучше проводить не в виде фронтальных занятий, а во время чтения литературных произведений, заучивания стихов, отгадывания загадок, рассматривания предметов.

Чтобы выделить многозначность как объект познания я начала обучение с чтения стихотворения И. Токмаковой «В одной стране…»

«В одной стране, в чудесной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стане, в чудесной стране….

Ты почему не веришь мне?»

После прочтения детям задавался вопрос:

Что странного в этом стихотворении?

- хоть у ботинка есть язычок, но он им не лакает.

- ножки стула не могут танцевать.

- глазки у картошки не смотрят, это просто такие точечки, а называют их глазками.

Далее детям предлагалось из набора предметных картинок отобрать те, у которых есть язычок, горлышко, ножки о которых говорилось в стихотворении.

В результате на доске получились ряды:

- ботинок с отвернутым язычком, мальчик показывающий язык, кошка лакающая молоко.

- бутылка, девочка с завязанным горлом, птичка поющая на ветке.

- ноги человека, ножки стола, стула, гриба.

Наряду с этими, дети дополняли ряды своими высказываниями, на которые не нашлось картинок.

Например:

- язычок еще есть у коровы. Язычок помогает надевать ботинки, лопатка такая…

- глазки еще есть у морковки, есть еще цветочки такие. И у двери есть, чтобы чужим не открывать.

После этого делаю обобщение.

Так почему же они названы одинаково?

Дети затруднялись ответить на этот вопрос.

Тогда были предложены наводящие вопросы:

- Может быть, у них есть что-то одинаковое, они чем-то похожи?

Ответы детей были такими :

- на ножках стул стоит, а без них упадет, и стол, и человек, и ходить не сможет, и стоять на земле…

-Правильно, все ножки нужны для опоры чего-нибудь.

Аналогично разбираются все многозначные слова в стихотворении

Таки образом подвожу детей к пониманию основ для переноса названий.

Определения оснований (по сходству, по смежности, по функции) детям не даю. Достаточно, чтобы они находили и объясняли общий признак, основание для переноса.

После этого дать определение «волшебных» слов детям.

Дальнейшее совершенствование умений выделять многозначные слова и определять основание для переноса названия происходило в виде индивидуальных домашних заданий, дидактических игр и упражнений.

Игры:

Игра «Подбери слово»

Дети образуют круг, в центре круга водящий (воспитатель или ребёнок). Водящий кидает мячик любому ребёнку и просит назвать любое многозначное слово, и объяснить его значение. Или водящий называет многозначное слово. А ребёнок объясняет значение слов. Возможны разные варианты этой игры.

«Мы сегодня так играем, слова дружно подбираем,

Значенья слову придаем, и о многом узнаем».

Игра «Найди картинку»

На столе выкладываются картинки с изображение многозначных слов. Среди детей выбирается водящий с помощью стихотворения. Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры.

«Многозначные слова, детям знать давно пора.

Раз, два, три, четыре, пять, ты иди скорей искать.

Ты картиночку найди, и о слове расскажи».

Рисование на тему многозначного слова.

Нос: орган обоняния на лице человека, мордочке животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.

Язык : подвижный орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени).

Острый: отточенный, хорошо режущий, колющий; суживающийся к концу (нос у Буратино);сильно выраженный (острая боль).

Тё плый: нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце);хорошо защищающий от холода (шуба, шапка); ласковый, приветливый (слова, приём).

Золотой сделанный из золота; цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень); прекрасный, замечательный (работник).

Болеют: переносят болезнь (больны);переживают за чьи-то успехи или неудачи.

Клюё т: ест (хватает клювом);попадается на удочку; засыпает.

Занимательные вопросы. Например,

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?

Какую ноту кладут в суп?

- Из каких ноготков нельзя собрать букет?

- Какой губкой нельзя мыться?

Одним из условий эффективности работы над данной проблемой является активное вовлечение родителей. Были предложены советы родителям.

Например,

• Помогите ребё нку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов:

Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребёнка, ручка зонта, ручка кастрюли; иголки для шитья, иголки сосны. Иголки ежа и др.

• Помогите ребёнку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания:

Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер.

Ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.

Загадки для детей с многозначными словами.

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Летом зеленел на грядке,

Наземь осенью упал,

Есть и в книжке, и в тетрадке,

Даже музыку писал.

(лист)

Без нее машину сложно

От машины отличить,

И ее, вдобавок, можно,

От конверта отмочить.

(марка)

Без него не сшить нам шубу,

Пламя в кузне не раздуть,

Скачут белки в нем по дубу,

Мы ж берем, как флягу, в путь.

(мех)

В дневнике он – огорченье,

Стыд, позор ученика,

А козе на приключенья

Не дает сбежать с лужка.

(кол

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть.

(молния)

Знает скотовод бывалый,

И девчонка, и река,

Что бывает из металла,

Из волос, и из песка.

(коса)

Не боится бегемота,

Но боится он лису.

На него идет охота

И в трамвае, и в лесу.

(заяц)

У мужчин их нет ни разу,

А у женщин часто две,

Но порой и больше – сразу

На ногах и голове.

(шпильки)

Им болеть весьма опасно,

Лучше уж поймать в реке,

В ней зеленый он, а красным

Станет только в кипятке.

(рак)

Продырявят все листочки,

Все цветочки обгрызут

И по рытвинам да кочкам,

Пушку в битву повезут.

(гусеницы)

В них духи храниться рады,

И пилюлям место есть,

А в стакане лимонада

Их так много, что не счесть.

(пузырьки)

Есть он в двадцати полушках,

Маленьком земли клочке,

Есть на мордочке у хрюшки,

В кассе, в банке, в кошельке.

(пятачок)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

Всяк рыбак о ней судачит

С рыбаками у костра,

В домино же это значит,

Что закончилась игра.

(рыба)

Мы над нею руки моем

И посуду губкой трем,

А когда ее откроем,

То жемчужину найдем.

(раковина)

В ней и крот и лис жить хочет,

Мышка свой хранит запас,

А она зачем-то ночью

К нам в курятник забралась.

(норка)

В них листочки спят на ветке,

Чтоб весной раскрыться вновь,

И они же в человеке

Чистят и фильтруют кровь.

(почки)

Стихи

«Идёт и идёт»

Идёт летний дождик, идут и ребятки,

Поезд идёт и гудит без оглядки.

Часики тикают - тоже идут,

Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.

В кинотеатрах во всех там и тут

Мультики детские часто идут.

Дорога идёт далеко-далеко,

Идёт дым из трубы высоко-высоко.

Годы идут, не воротишь назад,

Идёт, словно в бой, танк на парад.

Занятие в школе долго идёт,

Невеста с фатою замуж пойдёт.

Так всё на свете идёт и идёт,

И в основном всё вперёд и вперёд!

***

Бьют часы, который час,

Бьёт барабанщик дробь для нас,

Лентяи бьют всегда баклуши,

Боксёры бьют в перчатках груши,

Бьёт пешка в шахматах слона,

Бьёт громко в колокол страна.

Бьёт дождик по стеклу в ненастье,

Посуду бьют всегда на счастье!

***

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доступные средства языковой выразительности для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 15:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доступные средства языковой выразительности для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Михайловна Лукичева (УИ 391567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД