Получи документы

Консультация «Дошкольный возраст»

Юлия Каленик
Консультация «Дошкольный возраст»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – короткий, но важный период становления

полноценной личности. В данное время дошкольник получает первые и начальные знания об окружающей среде и жизни вообще. У ребенка формируются в данном возрасте позитивное или негативное отношение к людям, к труду, начинают зарождаться навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Публикация «Консультация „Дошкольный возраст“» размещена в разделах

Основной вид деятельности дошкольников - это конечно же игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: внимание, память и воображение, дисциплинированность и ловкость. Игра приносит ребятишкам радость, вызывает множество чувств и переживаний. Игра является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности.

Влияние игры на личность ребенка.

Детки дошкольного возраста в игре получают первые навыки поведения в обществе. Через игровые действия детки знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых, эти действия в следствии становятся шаблоном для его собственного поведения, зараждаются навыки взаимодействия с другими детьми. В игре дошколята вступают с друг другом в различные игровые отношения. Приобретают умение договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать поступки своих товарищей и свои собственные. (Слайд 3)

Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов.

В игре у деток зараждается и развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в на занятиях, когда деток заставляют выполнять упражнений. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

- Почему в игре произвольные психические процессы лучше развиваются?

Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. В игровой деятельности ребенок учится замещатьпредметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители,

так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными

правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели помогает воспитывать целенаправленность. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует

развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события в жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для них более понятным.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать

свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом, чувства дружбы, согласование действий при достижении цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. (Слайд 7)

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования.

Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом

«Виды ИГР и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

1. Мозговой штурм - вопрос каждой команде (ответы пишем в «домиках»)

1. Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)

2. Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

3. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

4. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры …. (мышление, воображение, память)

5. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

6. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это …. (наличие атрибутов)

7. Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

8. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д. Б. Эльконин)

9. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру

(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

Публикации по теме:

Беседы о маяке (старший дошкольный возраст) Беседы о маяке. Что такое маяк? Цель: Познакомить детей с историей создания маяков, их внешним видом, назначением; учить замечать зависимость.

Дошкольный возраст и опережающая профориентация Профориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Дошкольный возраст: время растить патриотов «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» Шарль Луи де Монтескьё Чувство патриотизма.

Картотека прогулок (старший дошкольный возраст) Картотека прогулок старший дошкольный возраст Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цель:- закреплять знания о взаимосвязи живой.

Картотека прогулок (средний дошкольный возраст) Картотека прогулок средний дошкольный возраст 1 Наблюдение за березой и рябиной Цель: Ознакомить детей с жизни растений зимой Задачи: формировать.

Консультация для родителей «Дошкольный возраст — это лучшее время для взращивания ростков…» Вы-первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа-ваш дом-окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни,.

Консультация для родителей «Обучение с интересом». Старший дошкольный возраст По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов ребенок от 5 до 7 лет физиологически готов к развивающему обучению,.

Конспект ОД «Синонимы». Старший дошкольный возраст Цель: Обогащение словарного запаса синонимами, умение подбирать слова близкие по значению. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием.

Проект по ПДД (младший дошкольный возраст) Тема проекта: Профилактика ДТП Вид проекта: краткосрочный Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители. Актуальность: Обучая.

Уголок экспериментирования (старший дошкольный возраст)Уголок экспериментирования (старший дошкольный возраст) Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа развивает у.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Дошкольный возраст»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 09:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дошкольный возраст»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Каленик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД